Тапас (санскрит Тараs – самоистязание, аскетические упражнения, раскаяние) – в индийской мифологии олицетворение благочестия и аскетического рвения, упоминаемое уже в Ригведе вместе с Манью (гнев); они оба защищают своих поклонников и избивают своих врагов. У буддистов Тапас представлялось отвлеченным понятием воздержания и умственного отвлечения, полным отвержением всех внешних вещей, а не самоистязанием греховного тела, как у брахманов.
Примечание. Согласно ведам, когда семейный человек достигает преклонного возраста, "когда он замечает, что кожа его в морщинах и волосы поседели, когда он дождался внуков", для него наступает время вступить в третий период жизни. Тогда он должен порвать все семейные связи – только жена может сопровождать его, если захочет, – и удалиться в уединенный лес, захватив с собою огонь со своего домашнего очага и все, что нужно для совершения ежедневных и периодических жертвоприношений. Одетый в баранью кожу и обернутый только куском материи вокруг пояса, с неостриженными волосами и ногтями, пустынник питался исключительно тем, что растет в лесу в диком состоянии, например кореньями, плодами, разными травами, диким рисом и пр. Он не имел права принимать от кого бы то ни было подаяний, за исключением тех, которые безусловно необходимы для поддержания его жизни; в то же время он был обязан угощать каждого, кто посещал его в его уединении. Время свое должен он был проводить в чтении метафизических толкований на книги Веды, в жертвоприношениях и различного рода лишениях и испытаниях, имевших конечною целью заглушить страсти и довести его до полного равнодушия ко всему мирскому.