Шрути (от санскрит. çru – слушать:
çruti = слушание) – термин в индийской литературе для всех тех сочинений,
которые считаются сообщенными путем божественного откровения. Первоначально это
имя носили только мантры и брахманы, но позже оно было распространено и на
упанишады. Термину шрути противополагается смрти, то есть предание, традиция.
Различие между этими двумя источниками литературных памятников (шрути и смрти)
было выработано и проведено через всю индийскую литературу брахманами еще до возникновения буддизма.
Самым ранним фазисом развития религиозной мысли в Индии, о котором имеются точные сведения, являются религиозные верования, изложенные в священных книгах Веды (знания) или Шрути (священные откровения). Книг этих четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. К каждой из этих книг принадлежит по сборнику прозаических произведений, объясняющих происхождение и смысл религиозных обрядов и вообще всю обрядовую сторону религии. Сборники эти носят название Браманов. Есть еще два добавления к священным книгам Араньяки и Упанишады, которые, по своему языку и содержанию несомненно позднейшего происхождения. Первое содержит толкование обрядов и обращает особенное внимание на их мистический смысл, второе – затрагивает различные вопросы о сотворении мира и религиозных стремлениях человека.
Примечание. Шакха (санскрит Çâkhâ – ветвь, сук) – индийский термин,
обозначающий иногда отдел или часть ведийского текста, чаще же разные редакции
одного и того же текста, передаваемые путем изустной передачи разными ведийскими
школами и их учителями и различающиеся друг от друга некоторыми, иногда довольно
значительными, вариантами – результатами многовековой устной традиции.
Каждая шакха обыкновенно содержит в себе одну самгиту (то есть стихотворный
сборник) и одну брахману (прозаический трактат). Из имевшихся некогда
многочисленных шакха до нас дошли лишь немногие: для Ригведы только одна (так
называемая Шакалака), для Атхарвыведы – две (обыкновенная и Кашмирская
рецензии), для Самаведы – три (обычная – Каутхумов, Ранаяния, Джайминия; от
четвертой, Найгея, остались только отрывки). Яджурведа имеет целых пять шакха:
три для черной Яджурведы (Тайттирия, Катха, Майтраяния) и две для белой
(Мадхъяндина и Канва). Все шакха вместе образуют шрути, то есть "слышанное"
святое откровение.