Притхиви

Притхиви (древнеинд. Prthivi, собственно "широкая"), в древнеиндийской мифологии обожествленная и персонифицированная земля. В "Ригведе" и "Атхарваведе" ей посвящено по одному гимну (соответственно V 84 и XII 1); обычно же Притхиви-земля прославляется с Дьяусом-небом. Притхиви – женское начало, она мать (Pигведа, X 18, 10), а Дьяус – мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино (их разъединение, приписываемое прежде всего Индре или Варуне, приравнивается к созданию вселенной). Из семени, испускаемого Дьяусом в виде дождя, меда, жира, Притхиви производит все живое.

Персонификация Притхиви весьма слабая: она изобильна, несет на себе тяжесть гор, поддерживает деревья; к ней приходят умершие; она мать всех существ. Согласно ведам, есть три Земли, Земля людей называется Бхуми (Bhumi), иногда и Урви (Urvi, "широкая"). Нередко Притхиви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхиви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме (Махабхарата, III, Вишну-Пур. IV); богине Кали Притхиви дала бедра ("Маркандейя-пурана"). В некоторых текстах имя Притхиви производят от имени Притхи ("Вишну-пурана"). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели.