Пратья-бхиджня

Пратья-бхиджня (санскрит Pratya hijñâ = узнание, recognitio) – в индийской шиваитской теософии школы Шанкары термин, обозначаюиий познание. Согласно учению этой школы, единственной субстанцией является Бог; все предметы суть его идеи; а так как Бог тождествен с нами, то и предметы эти на самом деле находятся в нас. Что мы думаем видеть вне нас, то в действительности видим внутри себя. Наше индивидуальное я видит или, точнее, узнает в самом себе, как в зеркале, идеалы трансцендентального я: познание вещей есть, в сущности, их узнание (Пратья-бхиджня), так как они уже знакомы нам. Руководимая верным методом самосозерцания и освещенная той милостью, которую она заслужила верой в Шиву, индивидуальная душа торжествует над Майей, от которой происходят все бедствия, и кончает познанием самой себя в Боге.

Примечание. Шанкара (санскрит Çankara = имя собственное + âcârya = учитель, брахман) или Шанкарачарья – знаменитый индийский религиозный реформатор, один из главных учителей и проповедников философской школы Веданта, живший в VIII веке, по другим данным в IX столетии. Наиболее достоверное предание свидетельствует, что он родился в 788 году нашей эры. Шанкара был родом из Малабара, из касты брахманов Намбури, и вел очень беспокойную бродячую жизнь, во время своих странствований успешно диспутируя с представителями разных религиозных учений, начиная с ортодоксальных вишнаитов и шиваитов и кончая менее правоверными джайнистами и буддистами. При этом он никогда не упускал случая популяризировать в устных беседах и писаниях философское учение Веданты. Во время своих путешествий он основал ряд монастырей (maţha), для сохранения и распространения своего учения. Некоторые из них уцелели до нашего времени. Главный из них – монастырь в Шрнгири, на склоне западных Гхатов, вблизи источников реки Тунгабхадры. Под конец жизни Шанкара добрался до Кашмира и там, после победоносного диспута с разными оппонентами, воссел на трон Сарасвати.