Оаннес (Ώάννης), в древневавилонском мифотворчестве мифическое существо, к которому согласно записей халдейского жреца Бероса возводится начало вавилонской культуры: чудовище с рыбьим телом и головой человека под головой рыбы, человечьими ногами, голосом, языком и разумом. Оаннес выходил каждое утро из моря Кальи ал Фарс (Персидского залива) и беседовал с людьми, обучая их наукам, искусствам и ремеслам; он научил их началам геометрии и земледелия, дал им законы и священное писание, в котором повествовалось о начале мира. С закатом солнца Оаннес удалялся в море. Его дело продолжал ряд других подобных существ, которых Берос называет аннедотами.
Оаннес
По словам Бероса, изображение Оаннеса существовало и в его время. Среди произведений ассиро-вавилонской скульптуры нередки изображения божеств, представляющих соединение фигур человека и рыбы. В клинописных источниках пока не найдено подобного рассказа о существе, называемом Оаннес.
Однако, широко известно сказание, называемое «Мудрец и южный ветер», из фрагментарных табличек из Телль-эль-Амарна в Египте (около 14-го века до нашей эры) и из находок в Библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (около 7-го века до нашей эры). Мудрец (или иначе Адапа) был важной фигурой в месопотамской религии. Это имя использовалось для вызова духов властителей в древних ритуалах экзорцизма. Теория, видящая в Оаннесе древневавилонского бога океана, глубины и источника премудрости Эа, более других, по-видимому, имеет право на вероятное существование.
Исторические сведения.
Берос, вавилонский жрец, знакомый с языком и образованностью греков,
живший за 260 лет до нашей эры, написавший на греческом языке три книги
вавилоно-халдейских сказаний, почерпнутых им будто бы из древнейшего архива
одного из вавилонских храмов. Его сочинение пользовалось у греческих и римских
историков большой популярностью. До нас дошли лишь отрывки произведения Бероса в
сочинениях Иосифа Флавия, Евсевия, Синкелла и других античных авторов, но и они
представляются необыкновенно важными, позволяя хоть сколько-нибудь проникнуть в
наименее известную область древнейшей истории шумерской, аккадской и ассирийской цивилизации.
Собрание сохранившихся отрывков сочинений Бероса издано в книге "Berosi Chaldaeorum historiae quae supersunt" в 1825 году. Опубликованное впервые в 1498 году в Риме Евсевием Зильбером на латинском языке, потом часто перепечатывавшееся сочинение "Antiquitatum libri quinque cum commentariis Joanuis Annii" принадлежит не Беросу, а является грубой подделкой доминиканского монаха Джиованни Нанни из Витербо.