Нисаба

В шумерской мифологии Нисаба – богиня письма и покровительница науки. Поклонение Нисабе началось в городе Умма, где она первоначально была богиней злаков и урожая во времена раннего династического периода в 2900-2700 годах до нашей эры. На фрагменте каменной вазы, который хранится в Британском музее, есть изображение богини Нисабы (некоторые исследователи считают что это возможное изображение Бабы или Инанны). Она изображена с урожаем фиников, с длинными вьющимися волосами, увенчанной рогатым головным убором, поддерживающим колосья пшеницы и полумесяц.

Гильгамеш
Нисаба, около 2430 года до нашей эры,
Пергамский музей, Берлин, Германия
Ашурнасирпал II
Царь Ашурнасирпал II с символами
пяти богов, Британский музей, Лондон

После того, как Нисаба стала признанной богиней письменности, на глиняных табличках её стали изображать с символами золотого стилуса и звездного неба. Переход Нисабы от богини урожая к образу божества, которому стали поклоняться как покровительнице письма и бухгалтерского учета, вероятно произошел от того, что письменность становилась все более важным способом для документирования покупки и продажи зерна и других сельскохозяйственных товаров.

Само появление клинописного письма в древности было воспринято как подарок богини. Поскольку само письмо перешло от простой бухгалтерской записи к документированию договоров, законов, истории и литературы, поклонение Нисабе стало включать в себя и эти функции.

Поклонение Нисабе преуменьшилось во времена вавилонского периода и правления Хаммурапи в 18 веке до нашей эры. К концу Третьей династии Ур поклонение Нисабе было заменено поклонением Набу, богу письма мужского пола. В некоторых источниках Нисабу стали указывать его женой, и продолжали почитать её рядом с Набу в его храмах. Нисаба являлась божеством письменности в шумерской и более поздней месопотамской мифологии.

Бог мудрости Энки, который создал мир, отвел каждому божеству роль в мировом устройстве. Нисаба, как богиня письма, стала отвечать за все записи, ведение хроники событий, определение границ земель, а также стала выполнять различные другие обязанности, связанные с текстами. В некоторых произведениях, таких как гимн Храма Кеша (одно из древнейших сохранившихся литературных произведений в мире), повествуется о том, что Нисаба лично записывает всё, о чём говорят боги.

Главный помощник богини – писец Нанше. В первый день Нового года она и Наньше совместно работают над разрешением споров между смертными и оказывают помощь нуждающимся. Нисаба ведет учет посетителей, обращающихся за помощью, затем составляет очередь смертных и отправляет их к Наньше для дальнейшего разрешения споров. Нисаба также считается смотрителем храма Нинхурсага в Кеше. Богиня была особенно популярна во II тысячелетии до нашей эры. Со временем помимо письма и науки Нисаба стала считаться богиней мудрости и зодчества.

Примечание. В храме города Ашшур Нисабу почитали наравне с такими богами как Шала и Хабиру. Ашшуром назвался древний город ассирийской династии, лежавший на правом берегу Тигра (в дальнейшем переименованный в Калах-Шергат).