Мартанда

Мартанда (древнеинд. Martandа, буквально, "из мертвого яйца происходящий", согласно комментарию Саяны, – "птица"), древнеиндийский мифологический персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество. Мартанда упоминается в ведах, в брахманах, в эпосе; в "Ригведе" имя Мартанда отмечено лишь трижды. Мартанда – эпитет персонажа, который чаще обозначается другим эпитетом – Вивасват (собственно "сияющий"). Основной сюжет, известный в ряде версий (изложение его в "Шатапатха-брахмане" III, "Маркандейя-пуране" 103, 1, 3-40; 105, 1-20, "Махабхарате" в комментариях Саяны и т.п.), является общим для Мартанда и для Вивасвата, что, однако, еще не дает оснований для полного их отождествления. Адити, дочь Дакши, родила семь сыновей, составивших класс адитьев, последним из которых был Индра. Но иногда речь идет (например, Pигведа, X 72, 8-9) и о рожденном позже, восьмом сыне Мартанда.

Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья Мартанда отсекают у него все лишнее. Предполагается, что после этой операции Мартанда стал солнцем (ср. древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рожденной из яйца, – с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити (Атхарваведа, XIII 2, 9, 37), а мотив бросания Мартанда и его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С Мартанда связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация Мартанда, видимо, объясняет обычное изъятие образа Мартанда из сюжетов, связанных с Вивасватом.

Образ Мартанда в конечном счете восходит к мотиву мирового яйца. Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (буквально, "живой-мёртвый") или со славянским "мертвым" яйцом ("яйцо, в котором заключена смерть Кощея") в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы ("солнце из мертвого яйца"), но и о реконструкции ее более древней индоевропейской формы.