Евиониты

Евиониты – так назывались с конца II века иудействующие христиане-гностики, продолжавшие держаться Моисеева закона (обрезания, соблюдения субботы и постановлений относительно пищи) и отвергавшие проповедь апостола Павла о свободе язычников от ига этого закона и авторитетность новозаветных сочинений. Название это произошло от Евиона, основателя секты, или от другого еврейского слова "ebjonim", то есть бедные, как себя называли первые христиане из евреев, и дано евионитам их противниками после того как церковь признала их еретиками; сами же они называли себя назарянами.

Евионизм важен для критического изучения первобытного христианства. История его очень темна. Часть евионитов постепенно слилась с православной церковью, остальные упорно отстаивали свое учение. В Иисусе Христе евиониты видели сначала лишь сына Иосифа и Марии, на которого при крещении снизошел Святой Дух; но затем и среди них стало распространяться учение о зачатии его от Святого Духа. Кажется, под влиянием ессеев проник к ним и тот взгляд, по которому Иисус Христос был воплощением ангела, или архангела, или "истинного пророка", являвшегося патриархам и Моисею.

Евиониты усвоили и много других воззрений ессеев относительно отмены кровавых жертв, подлинности Ветхого Завета и др. Из новозаветного канона они признавали лишь Евангелие от Матфея и откровение Иоанна, особенно враждебно относясь к апостолу Павлу и его учению. Дольше всего евиониты держались в Сирии и Палестине, пока около конца IV века они не стала приходить в более частые сношения с православными. Тогда среди них различались две партии: простые (или фарисейские) евиониты и ессейские евиониты. Последние населяли те же места, где раньше жили ессеи, у Мертвого моря.