Брихаспати, или Бригаспати, или Брахманаспати (древнеинд. Brihaspаti, Brаhmanaspаti, "господин брахмана, молитвы"), в ведийской и индуистской мифологии божество молитвы и жертвоприношения, является олицетворением силы и значения молитвенного настроения. Иногда оба этих имени чередуются ("Ригведа", II 23); в поздних частях "Ригведы" второе имя употребляется реже. Всего Брихаспати посвящено в "Ригведе" 11 гимнов и еще два гимна – Брихаспати вместе с Индрой. Оба имени Брихаспати упоминаются в "Ригведе" около 170 раз.
Брихаспати золотого цвета, ярок и чист; у него семь уст и семь лучей ("Ригведа", IV 50, 4), 100 крыльев (VII 97, 7), прекрасный язык, ясный голос. В его распоряжении дубина грома, лук, стрелы, золотой топорик, железный топор, изостренный Тваштаром, колесница закона (rta-); Брихаспати поражает демонов, разрушает загоны для коров, находит свет (II 23, 3). Он заполняет воздушное пространство, приносит солнце и разгоняет тьму громом, освобождает от узости хаоса, раскалывает скалы, приготавливает хорошие пути, несет все формы (Тваштар создал его как основу всех существ, II 23, 7), дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам, защищает быков. Он силен и победоносен, друг Индры и марутов, подобен Агни (V 43, 12; VI 97, 6); он – предводитель хора.
Брихаспати перворожден от великого света на высочайшем из небес, он отпрыск двух миров – неба и земли (VII 97, 8) и одновременно рожден Тваштаром (II 23, 17); он сотворил из ничего богов (X 72, 2). Покровитель жертвоприношения, Брихаспати изображается как божественный жрец (пурохита или брахман); ему принадлежат поэтические размеры (иногда он – господин брихати, одного из поэтических размеров, и даже отождествляется с "Ригведой" в целом), и он сам поет гимны богам. Его нередко называют Вачаспати – "господин речи" ("Брихаспати речи", "Тайттирия-самхита", I 8, 10). Громкий голос, а в битвах даже рев характеризуют Брихаспати.
Развитие образа Брихаспати далее пошло по двум направлениям: с одной стороны,
Брихаспати – Атхарван, отец богов, создатель всего ("Атхарваведа", IV 1, 7), священная сила богов
("Тайттирия-самхита", I 5, 4) и даже высший принцип ("Ригведа", X 71), причем он нередко
отождествляется с брахманом ("Шатапатха-брахмана", "Айтарейя-брахмана",
"Тайттирия-самхита" и др.); с другой стороны, в эпосе и пуранах
Брихаспати – жрец и наставник богов, предводитель семи риши из рода Ангираса; он правит планетой
Юпитер, которая называется тем же именем.
Уже в "Ригведе" Брихаспати участвует в мифе о похищении Валой коров и нахождении их в
скале, которую Брихаспати проломил своим ревом; после этого Брихаспати находит Ушас и Агни,
сотворяет солнце (VI 50; X 67, 4-5); он же создает ангирасов, вернувших коров,
украденных Пани ("Ригведа", II 24, 6). Позже Брихаспати появляется в сюжете похищения Сомой жены
Брихаспати Тары, войны богов с асурами и возвращения Тары к мужу (Вишнупур. IV); в
сюжете жертвоприношения Дакши, где Брихаспати успокаивает разъяренного Рудру.
Во многих сюжетах Брихаспати выступает как наставник богов, он предсказывает богам, что
Гаруда похитит амриту, дает советы Индре, его жене Шачи (в сказании о Нахуше,
где Брихаспати – посредник между Шачи и богами), обучает Карттикею (в сказании о
рождении Сканды) и т.д.
Эпизодические роли играет Брихаспати в сказаниях о царе Марутте, о разрушении богами
крепости асуp Трипуры, о Яяти и др. Брихаспати – божество, возникшее на индийской почве,
хотя сам образ соответствующей молитвы-ритуала имеет
параллель в древнеиранской традиции.