Ажи или ажай, в зороастрийской мифологии чудовища, драконы, порождения злого божества Ахримана, иногда его перевоплощения. В текстах Авесты упоминаются ажи: Аэшмаа, Дахака, Гандарва, Срувара и другие демоны. Образ Ажи является персонификацией черных туч, закрывающих свет солнца. Ажи, как свита злых духов и демонов, всегда сопровождают Ахримана, который через них принес на землю смерть, болезни, старость, грехи, колдовство, холод, ядовитых тварей. Слово Ахриман в древнеперсидском написании читается как Ahriya mainyus, в зендском añhro-mainyus, и означает «всеуничтожающий демон». В религии Зороастра и священных текстах Авесты злой бог Ахриман и ажи погубили первого человека Гайомарта.
Ажи
Духов зла называют дэвы, воплощения Ахримана (или Ангро Майнью) в виде чудовищ и драконов называют ажи; они олицетворяют дурные наклонности человека, губительные явления природы. Так, например, Ажи Аэшма, демон гнева и насилия, специальный противник доброго гения Сраоша. Аэшму часто ошибочно сравнивают с Асмодеем, который описывается как демон в иудаизме, а также в христианской традиции. Однако слово Асмодей, вероятно, происходит от авестийского «Aeshma-Daevas».
Ажи Дахака в религиозных текстах зороастризма описан как монстр с тремя ртами, шестью глазами и тремя головами, сильный и хитрый демон, который может принимать также человеческий образ. В послевестийских зороастрийских текстах Ажи Дахака обладает всеми возможными грехами и пороками, в противоположность доброму царю Йиму (или Джамшиду). Имя Дахака означает «имеющий десять грехов». Его мать Вадаг (или Адаг) сама является великой грешницей, совершившей инцест со своим сыном. Есть и женские дэвы, известные под именем друджей (ложь или обман), в новоперсидском языке их называют пери. Назначение всего этого обширного воинства заключается в том, чтобы помогать своим властителям в постоянной борьбе, происходящей между добром и злом: эта борьба, составляющая все содержание всемирной истории, должна продолжаться двенадцать тысяч лет и кончиться победой доброго начала.
В период первых трех тысяч лет Ахурамазда создал чистые существа – небо, землю и растения; за вторые три тысячи лет были созданы первобытные люди и животные. Тогда выступил Ахриман, убил животных и первобытных людей и открыл период борьбы, достигший своего конца лишь с рождением Заратустры, что случилось на тридцать первом году царствования Виштаспы. С тех пор начался новый период в три тысячи лет, в котором мы и живем: злой дух хотя уже и невидим и не может свободно находиться на земле, но все же оказывает влияние, оскверняя и губя, насколько может, творения светлого духа и соблазняя людей. По окончании последнего периода должен родиться от девы спаситель Сошиант или третий пророк Аставатерета, который, вместе с Амшаспандами, победит злых дэвов, восстановит мир свободный от всякого зла и вечный, воскресит мертвых; Ахриман возвратится навсегда в первичный мрак, в котором он пребывал до начала мира, а дэвы и ажи будут побеждены и убиты.