Аджа Экапад

Аджа Экапад (древнеинд. Ajа ekapad, буквально – "одноногий козел"), в ведийской мифологии божество, относимое обычно к классу воздушных (атмосферных). В "Ригведе" имя Аджа Экапад лишь однажды встречается независимо ("Ригведа" X 65,13); в остальных случаях (четырежды) оно связано с именем Ахи Будхнья. Они объединены и в домашнем ритуале, где этим обоим божествам совершают возлияния.

Аджа Экапад характеризуется как божество, поддерживающее небо, поток, океанские воды, Сарасвати, всех богов. Он придал крепость обоим мирам ("Атхарваведа", XIII 1, 6), возник на востоке ("Тайттирия-брахмана", III 1, 2, 8), Его называют среди небесных божеств ("Найгхантука" V 6), иногда даже истолковывают как солнце ("Нирукта" XII 29), сравнивается также соотнесение Аджа Экапад с Агни. По мнению американской исследовательницы С. Крамриш, два крайних верхний и нижний) полюса циклического пути Пушана, соотносимого с солнцем, соединены вертикальным путем, символизируемым именем Аджа Экапад То, что Аджа Экапад – божество козлиной природы, связывает его не только с Пушаном, чьи животные – козлы, но и с Индрой, который, как и громовержец в ряде других традиций, также соотнесен с "козлиной" темой.

В этом контексте получает мотивировку и более старое мнение о связи Аджа Экапад с молнией, метафорой которой и является это имя. Сравнивается "одноногость" как знак молнии, ударяющей в землю, и образ козла, молниеносно скачущего среди скал (мотив камня), как зооморфный символ молнии, грома (ср. тура как образ грозы). Само имя Аджа Экапад представляет собой эпитет, за которым скрывается подлинное название божества, остающееся неизвестным. В более поздней традиции, в эпосе, имя Аджайкапад употребляется как обозначение одного из одиннадцати рудр и как эпитет Шивы.

Примечание. Тайттирия (санскр. Taittirîya = имя прилагательное, произведенное от tittiri – куропатка = имя собственное одного древнего ведийского учителя или мудреца – рши) – в индийской литературе название так называемой черной Яджурведы, прилагаемое к стихотворному собранию (сангита) этого памятника и к другим ведийским текстам, с ним связанным. Существуют, таким образом, Тайттирия-сангита, Тайттирия-брахмана, Тайттирия-араньяка, Тайттирия-упанишад и Тайттирия-пратишакхья. Все эти тексты напечатаны (главным образом в "Bibliotheca Indica") и частью переведены.