Слово Абаддон или Аваддон в переводе с иудейского означает истребление, кроме того в семитской мифологии это имя демона-разрушителя. Греческий аналог этого слова – Аполлион (в переводе с древнегреческого – губитель) – название места разрушения и гибели, и также имя ангела-губителя. В Ветхом Завете словом Абаддон наряду с термином Шеол обозначается обитель мёртвых.
Абаддон
В Новом Завете (Откровение, 9:11) Абаддон или Аполлион является "ангелом бездны" и владыкой воинства чудовищной саранчи. Могущественный демон разрушения Абаддон считается главнокомандующим тёмных сил Ада, военным советником Сатаны. В "Деяниях Иуды апостола Фомы" (III столетие нашей эры) демоны именуются "потомством Геенны и ангела-губителя Абаддона".
В "Откровениях Варфоломея" Абаддон изображается как благой ангел, присутствующий при воскресении Иисуса Христа. В проповеди Псевдо-Тимофея Александрийского "Воцарение Аббадона" Бог поручает ангелу по имени Муриэль набрать земли для сотворения Адама. Исполнив эту задачу, ангел получает имя "Аббадон" и становится стражем, которого страшатся все живые существа, включая ангелов и демонов. Он усердно молится Богу и, в конце концов, получает обещание: всякому человеку, чтившему его при жизни, будет дана возможность спастись. Кроме того, Аббадону предстоит сыграть особую роль в день Страшного Суда: именно он приведет души в долину Иосафата.
В толкованиях средневековых и более поздних теологов демон истребления Абаддон иногда отождествляется с Сатаной или Антихристом, иногда считается одним из ближайших приспешников Сатаны и его военным советником, а иногда представляется как небесный ангел, карающий грешников по велению Бога (на основании библейского текста в Откровении 9:4, где саранче, во главе которой стоит Абаддон, приказано, "чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих").