Убежища (άσυλα), в Древней Греции принадлежали к явлениям сакрального права (άσυλα = sacrosanctus): этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и прочими вещами). Даже во время военных действий храмы считались неприкосновенными, вследствие чего они служили государственными сокровищницами и даже местом сбережения частного имущества. Они служили также убежищами для преследуемых, ищущих помощи и защиты и даже преступников: увести силой от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. Исключения допускались по отношению к лицам, подвергнутым атимии или осужденным на смерть, хотя в Спарте щадили и таких лиц. Неприкосновенным считался человек и в том случае, если он, выходя из храма, поддерживал осязаемую связь с алтарем. Так, приверженцы Килона, искавшие спасения в храме Афины, сочли безопасным выйти из храма, держась за веревку, привязанную к подножию статуи, и были вне опасности до тех пор, пока веревка у храма Евменид не оборвалась случайно: только тогда подсудимые были объявлены вне религиозного закона и перебиты (Плутарх, О позднем наказании безбожника, 12). Бывали случаи нарушения этого священного права, но в общем святыня убежища считалась ненарушимой, и если случайные нарушения не карались законом, то потому, что верили в возмездие со стороны оскорбленного божества.
К таким нарушениям права убежища относились не только насильственный захват, но и всякие меры, направленные к тому, чтобы ищущий защиты оставил убежище, как то: умышленно произведенный по соседству с храмом пожар, запрет приносить в храм пищу, преграждение выхода из храма. Ищущим защиты предоставлялись особые льготы, в том числе: право выхода из убежища с условием сохранения неприкосновенности, право долгого пребывания в черте убежища. Некоторые святилища в последнем отношении представляли большие преимущества благодаря просторному помещению, и случалось, что икеты (просящие защиты) жили по нескольку лет в храме, пока им позволяли средства. Так, спартанский царь Плейстонакт прожил в асиле Зевса Ликея при Мегалополе девятнадцать лет, сын его Павзаний II, осужденный на смерть за уклонение от битвы с фиванцами в 395 году до нашей эры и заключение с ними постыдного для Спарты перемирия, жил до смерти при храме Афины Алеи в Тегее. Пространство убежища, считавшееся неприкосновенным, иногда бывало весьма значительно: так, храм Артемиды в Гиерокесарее располагал неприкосновенным участком площадью в две римские мили; в Эфесе участок убежища занимал часть города.
Некоторые святилища преимущественно перед другими пользовались правом защиты в самых широких размерах, так что всякий прибегавший к ним находился в безопасности от своих преследователей на всем священном пространстве. Такое всеобщее признание за святилищем права убежища достигалось путем дипломатических сношений, о чем свидетельствует ряд эпиграфических документов. К числу подобных привилегированных асилов относятся святилища, получившие особую санкцию от африктионий, оракулы и отдельные храмы, такие, как: храм Афины Алеи в Тегее, Посейдона на Калаврии (сюда бежал и здесь умер Демосфен, преследуемый македонской партией) и на Коринфском перешейке, Афины Халкиойки в Спарте, Зевса Ликея в Аркадии, Ганимеда в Флиунте, Гелики в Ахее, Амфиарая в Оропе, Аполлона на Делосе и в беотийской Акрайфии, Асклепия на Косе и в Эпидавре, Геры в Аргосе и на Самосе, Тезея в Афинах (сюда спасались рабы от жестокого обращения господ), Эвменид в Афинах и другие святилища. В эллинистическую эпоху одним из наиболее известных убежищ считался храм Кабиров на острове Самофракия. С середины III века до нашей эры право убежища свободно предоставлялось целым городским округам в политических целях, чем достигалась их нейтрализация и неприкосновенность в случаях нападений и завоеваний.
Римляне первоначально с полной охотой давали право убежища отдельным храмам, но так как сюда скрывались от кары закона действительные преступники и правонарушители, то Тиберий в 22 году поручил сенату пересмотреть список храмов, имевших право убежища, в результате чего это право в значительной степени было сокращено и тем святилищам, за которыми оно было сохранено, было предписано пользоваться им в законных границах. По Тациту (Анналы, III, 60) это право получили: Эфес с храмом Артемиды, Магнезии с храмом Артемиды Левкофриены, Афродисиада с храмом Афродиты, Стратоникея с храмом Зевса Панемера и Гекаты, Гиерокесарея с храмом Артемиды, Кипр с храмами Афродиты (в Пафосе и Амафунте) и Зевса (Саламин), Пергам с храмом Асклепия, Смирна с храмом Афродиты, Тенос с храмом Посейдона, Сарды и Милет с храмами Аполлона и Артемиды и Крит. Упоминается, кроме того, ряд и других убежищ, к которым, между прочим, отнесены все храмы и капеллы правящих императоров в Италии и провинциях. В Риме было известное убежище Ромула (Вейовиса) на Капитолии, между его вершинами, в дубовой роще: по преданию, оно было основано с целью увеличения числа граждан нового города. При Августе было открыто новое убежище при храме Юлия Цезаря. Право убежища языческих храмов впоследствии перешло и на христианские церкви.