Тараксипп (в переводе, ужас коней), в греческом мифотворчестве:
1. Злой демон, пугающий лошадей, вселяющий в них во время состязаний
беспричинный страх. Тараксиппу был воздвигнут алтарь, который находился на
Олимпийском ипподроме и также назывался Тараксипп. Во время состязаний лошади
без видимой причины пугались Тараксиппа, колесницы разбивались, возничие
калечились. Считалось, что в Тараксиппе перевоплотился погибший герой, имя же
его, согласно различным мифам, варьируется: Эномай, погубленный во время
состязаний возничим Миртилом; Миртил, убитый Пелопом; местный наездник Олений
(или Дамеон); Алкаф – убитый Эномаем претендент на руку Гипподамии (Павсаний, VI
20, 15-18); внук Гермеса Исхен, принесший себя в жертву, чтобы спасти страну от
голода (Ликофрон, 42). Колесничие, чтобы умилостивить Тараксиппа, приносили ему
жертвы. Другой Тараксипп почитался на ипподроме, на котором происходили
Истмийские игры. Его считали перевоплотившимся сыном Сизифа – Главком, который
был разорван своими конями на погребальных играх, устроенных в честь Пелия его
сыном Акастом (Гигин, Фабулы, 250; Павсаний, VI 20, 19). Чтобы умилостивить
истмийского Тараксиппа, возничие приносили ему жертвы, также как и на стадионе Олимпии.
2. Одно из прозвищ Посейдона-Гиппия (Дион Хризостом, Оратории, 32, 76). Гипподром (Ίππόδρομος), у древних греков, являлся местом конских скачек и состязаний в езде на колесницах. Небольшие гипподромы нередко устраивались при гимназиях, чтобы молодые люди могли упражняться в верховой езде; настоящие, более обширные гипподромы служили для публичных скачек, происходивших в разных городах Эллады во время национальных празднеств. С устройством подобных ристалищ знакомит нас Павсаний: он подробно описывает олимпийский гипподром, который считается прототипом всех других. Наглядное понятие об этом гипподроме дает его реставрация, произведенная археологом Гиртом.
Продолговатое, выровненное пространство (арена гипподрома) примыкало одной своей стороной к довольно крутому склону холма, на котором были устроены ступенями места для зрителей; с противоположной стороны находилась искусственная терраса, также с местами для зрителей; эта терраса с одного конца изгибалась в виде полукружия и соединялась посредством него с холмом. Колесницы мчались вдоль арены, мимо террасы, и, достигнув полукружия, поворачивали и продолжали путь по другой половине арены, вдоль террасы. Место поворота было обозначено, при начале полукружия, столбом (νύσσα, καμππηρ), от которого шел, по направлению к портику, барьер, ограниченный с другого своего конца столбом со статуей Гипподамии; состоял ли этот барьер из простой насыпи, каменной стенки или колоннады – неизвестно.
Пространство между портиком Агнанта и стойлами представляло род двора (αφεσις), на котором делались приготовления к скачкам; тут же помещался алтарь с бронзовым орлом, поднимавшимся при помощи особого механизма, для оповещения о начале скачки. Другой подобный сигнал, состоявший из бронзового дельфина, опускавшегося на землю, находился у врат. На дворе за стойлами, а равно и в других местах гипподрома, стояли алтари или статуи: Посейдона-Гиппия, Геры-Гиппии и других богов, считавшихся покровителями ристалищ. Длина арены была около пятисот метров, ширина – триста. По образцу олимпийского были устроены гипподромы и в других местах Греции, причем некоторые из них, особенно позднейшие, отличались большей архитектурностью и роскошью сооружения.