Пеласг

Пеласг (Πελασγ), в греческом мифотворчестве родоначальник племени пеласгов, эпоним древнейшего населения Греции. По Гесиоду Пеласг первый человек, рожденный богиней земли Геей в Аркадии, а за ним появились другие жители, которых он научил делать хижины и одежды из шкур, питаться желудями (Гесиод, фрагменты, 160). Согласно Аполлодору сын Зевса и Ниобы, брат Аргоса. У Пеласга и Мелибеи или Киллены родился сын Ликаон (Аполлодор, II 1, 1; III 8, 1). Когда Данай с дочерьми прибыл в Пелопоннес, Пеласг принял их и отказался выдать сыновьям Эгипта. В результате кровопролитной битвы Пеласг был изгнан на север своих обширных владений, а Данай стал царем Аргоса.

Исторические сведения.
Пеласги (Πελασγοί), в древности доисторический народ, населявший эллинскую территорию. Старейшими сведениями о пеласгах являются отрывочные упоминания в гомеровском эпосе. По изложению Гомера пеласги были в числе союзников троянцев (Илиада, II, 840–843); пеласгический Зевс – главное божество Додоны, к которому обращается с мольбой Ахилл, отправляя Патрокла в битву с троянцами (Илиада, XVI, 233); фессалийский Аргос Гомер называет пеласгическим (Илиада, II, 681); Одиссей, рассказывая Пенелопе об острове Крит, упоминает пеласгов в числе племен, из которых каждое говорит на своем языке (Одиссея, XIX, 177). Из этих данных можно вывести, что племя пеласгов жило в Эпире, Фессалии, на Крите и, быть может, в Малой Азии, а из упоминаний о нем лишь мимоходом следует заключить, что оно не играло видной роли и уступало в своем культурном значении другим греческим народам. От исчезнувшего народа пеласгов осталось только название области северной Греции – Пеласгиотиды да имя его мифического эпонима, который был возведен в родоначальники греческой расы. Гесиод перенес пеласгов в Аркадию только потому, что аркадцы слыли за исконных обитателей Пелопоннеса и дольше других греческих племен сохранили первобытную простоту нравов и малокультурность.

Автор эпоса Данаид перенес пеласгов в пелопоннесский Аргос и выдумал второго Пеласга, сына Палайхтона. Гекатей привел имя пеласгов в связь с названием древней афинской стены вокруг акрополя (Πελασγικόν) и утверждал, что иноземный народ по имени пеласги пришел в Афины и выстроил стену Акрополя, за что афиняне уступили ему для местожительства Гимет; но позднее этому народу пришлось удалиться из Аттики на Лемнос и Имброс, где он существовал под именем пеласгов еще в V веке до нашей эры. По Гекатею, пеласги были варвары. Геродот признавал пеласгов, наоборот, за эллинов, утверждая, что в то время, когда афиняне считались уже эллинами, в их стране поселились пеласги, которые с этого времени также стали называться эллинами; позднее они были вытеснены афинянами из Аттики и поселились на острове Лемносе, в Плакии и Скилаке.

К пеласгическим племенам Геродот относит ионийцев, афинян, эолийцев, аркадцев, аргосцев и др. Гелланик признавал пеласгов отдельным народом, жившим в Аргосе. Когда образовался новый народ данаев, пеласги под начальством царя Пеласга переселились в Фессалию и существовали там до тех пор, пока не народился новый народ – эллины. При Девкалионе фтиотийские эллины вытесняли пеласгов из Фессалии, заставив их перебраться за море в Италию, где они образовали этрусский народ. По Гелланику пеласги были варвары, Фукидид и Эсхил считали пеласгов предками эллинов: Фукидид утверждал, что до троянских войн Греция не имела общего названия, а были отдельные племена, и среди них пеласгическое племя. Эфор, примыкая к Гелланику, считал родиной пеласгов Аркадию и предполагал, что весь полуостров назывался Пеласгией. По его мнению, пеласги были воинственным народом и предпринимали походы на Эпир, Фессалию и Крит, оставляя везде свой элемент. Из новейших историков одни видят в пеласгах общее название народа, населявшего доисторическую Грецию, без всякого отпечатка эллинской национальности; другие признают в них отдельный народ, но без особых признаков национальности; третьи определяют пеласгов этнографически, считая их то за эллинов, то за варваров.