Парис (Παρις), в греческом мифотворчестве второй сын Приама и Гекубы, с именем которого связана Троянская война. Еще во время беременности им Гекуба видела во сне пожар, грозивший испепелить всю Трою. Прорицатель Эсак истолковал сон так, что ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако младенца вскормила медведица и в дальнейшем он был воспитан пастухом, давшим ему имя Парис. Позднее, уже юношей, Парис храбро отражал нападения на идейские стада шайки разбойников, за что получил прозвище Александр, что означает "отражающий мужей" (Аполлодор, III 12, 5).
Парис
Парис вырос красивым и сильным. Его первой женой стала нимфа родника Энона. В этой пастушеской обстановке застали его три богини, Гера, Афина и Афродита, пришедшие к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Желая склонить Париса на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина – самым храбрым героем, Афродита – обладателем самой красивой женщины.
Парис признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой (Гомер, Илиада, XXIV 25-30; Еврипид, Андромаха, 274-308). Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание Париса родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое он был опознан сестрой – пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом (Гигин, Фабулы, 91).
Вопреки предостережениям Эноны, Парис, по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув любившую его нимфу. Наделенный богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену. Между тем Менелай отправился на Крит, а Диоскуры были заняты спором с афаридами; воспользовавшись отсутствием защитников Елены, Парис убедил ее бросить дом супруга и отплыл с ней ночью в Азию, взяв много сокровищ из дворца Менелая. Этот поступок Париса послужил поводом к Троянской войне. В последовавших битвах Парис принимал мало участия и лишь после настойчивых и оскорбительных увещаний брата Гектора вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти (Гомер, Илиада, VI 321-341, 517-525).
При взятии города греками он был ранен Филоктетом; стрела была ядовитая, и Парис обратился к своей первой супруге за исцелением, но она отказала ему в помощи и он умер от раны (Аполлодор, V 8). Энона не пережила своего все еще любимого супруга. Такова, в общих чертах, мифическая биография Париса. Как герой азиатских сказаний, Парис был женственным богом красоты и изнеженности, хотя в минуту необходимости он не лишен отваги. В нем сказываются те же типические особенности, что и в Дионисе, Лидийском Геракле и Сарданапале; Парис является полным контрастом Ахиллу и Менелаю, чисто эллинским героям, олицетворявшим собой мужественность и силу.
Версия, связанная с пребыванием Париса на горе Иде и последующим опознанием царского сына, возникла, очевидно, не ранее 6 века до нашей эры и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях "Александр" Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде Париса. Именно этот эпизод, восходящий, возможно, к древнему обычаю женских ритуальных состязаний в красоте, засвидетельствованному в храме Геры на соседнем с Фригией острове Лесбос, оказался одним из самых излюбленных как в античном, так и в изобразительном искусстве нового времени.