Палладион

Палладион (Παλλάδιον, Palladium), в античные времена у древних греков и римлян название статуй богини Паллады Aфины, считавшихся великими святынями, обладание которыми составляло залог общественной безопасности и благополучия. Особенно знаменит Палладион, хранившийся в троянском кремле, по преданию, упавший с неба при Иле, по основании города Илиона. По свидетельству Аполлодора статуя, изображавшая богиню в шлеме и латах, была деревянная, трех локтей вышины, с прямыми, прижатыми одна к другой, ногами (как на всех архаических статуях); в правой руке было поднятое копье, в левой прялка. По другому преданию, Афина сама создала Палладион, в воспоминание о смерти дочери Тритона, Паллады, нечаянно умерщвленной при взгляде на изображение Горгоны.

Позднее, когда Электра пришла искать спасения у Палладиона, Афина перенесла его в Трою, где его нашел Ил, построивший для священной находки особый храм. Пока Палладион был в Трое, город оставался цел и невредим. Зная силу этой святыни, Диомед с Одиссеем унесли его тайком из храма, благодаря измене жены Антенора Феано, после чего Троя была взята без дальнейших препятствий. Похитив Палладион, герои передали его на сохранение Демофонту, а он в дальнейшем перенес его в Афины.

Аттический культ Афины чтился в двух святилищах города: в Эрехфее, где стоял Палладион, то есть древнее деревянное изображение богини, по преданию, упавшее с неба, и в Парфеноне. Позднее многие города спорили из-за чести обладания этой святыней. Например, известно что, жители города Аргос хвалились тем, что настоящий троянский Палладион находится у них, а не в Афинах. По другому сказанию, в Трое имелось два Палладиона, которые Хриза будто бы принесла Дардану в приданое; один из них был похищен Одиссеем, а другой взят Энеем в Италию, дабы служить оплотом величия основываемого там нового города.

Таким образом, Рим обладал своим Палладионом. Он хранился сперва в храме Весты недоступным для глаз народа, потом был перенесен Гелиогабалом в его храм Солнца. Изображение Палладиона, в виде статуи архаического характера, по большей части с копьем и щитом в руках, нередко встречается в античном искусстве, преимущественно в живописи ваз и на резных камнях, в сценах похищения этой святыни из Трои. В настоящее время, слово Палладион употребляется для обозначения вообще всякого предмета, перед которым благоговеют, как перед приносящим могущество, славу и счастье.