Омфал (Όμφαλος – в переводе с греческого – пуп), в античном мифотворчестве упавший с неба камень в Дельфах. По эллинскому сказанию, камень Омфал означает середину, как бы пуп земли, представлявшейся в виде плоского щита. Омфал хранился в святилище Аполлона и почитался как божество, обвивался повязками, умащивался маслом. Аполлон часто изображался сидящим на нем; иногда Омфал изображался и при сыне его, Асклепии.
Исторические сведения.
Пуп земли – по средневековым преданиям город Иерусалим; этот взгляд основывается
отчасти на словах псалмопевца (LXXIII, ст. 12): "Бог же царь наш прежде века
соделал спасение посреде земли", а также на изречении пророка Иезекииля: "Сия
глоголете Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положил его и страны яже
окрест его". Многие писатели, начиная от Аристея и Иосифа Флавия, развивали
мысль о том, что Иерусалим находится среди земли; талмуд говорит, что гора Мория
есть пуп земли. Магометане видят настоящий центр земли в своем Наhаm'е,
новогреки – в круглом отверстии на хорах церкви святого Гроба. Мысль о
Иерусалиме, как о пупе земли, выразил и Данте в "Божественной Комедии" (Inf. С.
XXXIV) и на ней основал свои астрономические наблюдения. О Иерусалиме, как о
пупе земли, указывается и в ответах "Голубиной книги"; упоминают также о пупе
земли и наши средневековые паломники. Так, игумен Даниил в XII веке в своем
"Хождении" при описании церкви Воскресения Христова говорит: "И есть от дверей
Гроба Господня до стены великого алтаря двенадцать сажень; и тут есть вне стены
за олтарем пуп земленый; создана же над ним комара, и горе написан Христос
мусиею, и глаголет грамота: се пядию измерих небо, а дланию землю". То же самое
почти повторяется и в других литературных источниках – в Бдинском сборнике 1360
года, в Проскинитарии святых мест святого града Иерусалима, написанном на
греческом языке иеромонахом Арсением Каллудой.