Мнемон

Мнемон, в греческом мифотворчестве слуга знаменитого героя Ахилла. Фетида предупредила сына, что если он убьет дитя Аполлона, то сам умрет от руки бога. Единственной обязанностью Мнемона было напоминать хозяину об этом. Когда на пути к Трое царь Тенес преградил путь ахейцам, Ахилл убил Тенеса, а Мнемон забыл напомнить Ахиллу о предсказании. Ахилл покарал Мнемона смертью.

Сведения из словаря Брокгауза и Ефрона.
Мнемоника (от греч. μνημη – память). – Под название мнемоники или мнемотехники подводятся различного рода приемы, способствующие искусственному запоминанию возможно большего числа представлений. Издавна делались попытки найти способы, которые облегчали бы запоминание. Уже древние народы и дикари знали уже целый ряд приемов, дававших точки опоры для памяти. Древние норвежцы вырезывали на деревянных дощечках особые значки для запоминания календарных и метеорологических моментов; древние римляне делали значки на ногтях для запоминания праздников; в наше время татуирование индейцев и других имеет мнемонический характер, как и столь часто употребляемые узелки, зарубинки и прочее. Геродот находил зачатки мнемоники как искусства у египтян; но гораздо вероятнее, что мнемоника получила свое начало у греков. Основателем ее одни называют Пифагора, другие – Симонида. Гиппий, Теодект, Хармид и Метродор Сцепсий разрабатывали мнемонические приемы и в искусстве запоминания доходили до виртуозности. У греков мнемонику переняли и римляне. Цицерон и Квинтилиан интересовались мнемоникой, изучали ее и даже рекомендовали своим ученикам, но не останавливались на ней настолько, чтобы заняться ее разработкой или усовершенствованием. Все вышеупомянутые древние авторы, занимавшиеся мнемоникой, пользовались так называемым топологическим методом, состоявшим в том, что какие-либо существующие или воображаемые места (например, корабли, комнаты) разделялись на 50 и более квадратов, или мест запоминания, причем с каждым из таких мест связывалось представление о каком-либо предмете. Метродор для мнемонических целей воспользовался знаками зодиака, подразделив их на 360 мест.

В средние века мнемоника была совершенно заброшена; в VIII веке Алкуин в своей риторике писал, что ему ничего не известно относительно каких-либо методов, которые способствовали бы укреплению памяти. Только в ХIII столетии Рожер Бекон написал обстоятельное сочинение, трактующее об искусстве запоминания; оно хранится в рукописи в Оксфордском университете. Раймонд Луллий, Джордано Бруно, Винкельман и другие, в период с XIII по XVIII столетия, были усовершенствователями и пропагандистами мнемоники, которая, однако, не пускала глубоких корней. Из мнемонистов текущего столетия пользовался успехом священник из Эйленбурга Кестнер; он применял метод древних к изучению языков и сам отличался замечательно развитой памятью; написал труд "Мнемоника или Система искусства запоминания". Наибольшей популярности достиг барон Аретин, библиотекарь Национальной библиотеки в Мюнхене. Он написал ряд книг по мнемонике и ввел на место древних мест запоминания буквы, комбинации которых должны были вызывать представление о предмете, подлежащем запоминанию. Он написал сочинение "Руководство по теории и практике мнемоники".

В 20-х годах XIX века большим успехом пользовался француз Эме Пари, предложивший метод рефлексов. Его книжка "Принципы рефлексов в мнемонике" в короткое время выдержала ряд изданий. Пари превращал числа в слова, вводя на место цифр согласные. Сам он обладал сильно развитой памятью. Датчанин Карл Отто, отчасти под псевдонимом Ревентлов, отчасти под своим именем, составил лексикон и руководство по мнемонике. Под его влиянием многие увлекались мнемоникой, и она была даже введена во многих средних учебных заведениях. Его метод был основан на том, что наиболее легко и прочно запоминается все превратившееся в мысль и перешедшее в сознание, вследствие чего числа и слова были превращаемы им в целые фразы. Коте различал, наряду с местной, или топической, мнемоникой древних и рефлекторной, еще мнемонику общую, основателем которой он был; последняя превращает все подлежащее запоминанию в образы. Вообще необходимо заметить, что каждый человек создает для себя особенные мнемонические приемы. Истинный метод мнемоники индивидуален; насколько в отдельных случаях остроумные мнемонические приемы могут быть уместны и даже полезны, настолько же стремление ученых превратить мнемонику в науку имеет под собой мало оснований.