Минос (Μινως), в греческом мифотворчестве царь Крита, на которого перенесено все, что известно из истории этого острова за последние два века до Троянской войны. Так, он считается основателем морского господства критян; ему же приписывается знаменитое древнекритское законодательство, в котором им руководил сам Зевс. Минос, по гомеровскому сказанию, сын Зевса и Европы, брат Радаманта и Сарпедона, отец Акаллы, Андрогея, Ариадны, Главка, Девкалиона, Катрея и Федры.
Минос
После смерти усыновившего его Астериона, не оставившего детей, Минос задумал захватить царскую власть на Крите, уверяя, что он предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. Действительно, когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, бог выслал ему из моря прекрасного быка, и Минос получил царскую власть. Но, пожалев красивое животное, он отослал быка в свои стада, а в жертву принес другого.
В наказание Посейдон наслал на быка бешенство и внушил жене Миноса, Пасифае, неестественную страсть к этому быку; плодом этой противоестественной любовной связи Пасифаи с быком был Минотавр, заключенный впоследствии царем в лабиринт. Когда сын Миноса Андрогей был убит в Афинах, Минос принудил афинян к дани, по семь молодых людей и семь девственниц через каждые девять лет, которых отдавали на съедение Минотавру.
Афинский герой Тесей убил Минотавра с помощью дочери Миноса, Ариадны, которой, однако, по воле богов не суждено было стать женой героя. Другая дочь Миноса, Федра, стала впоследствии женой Тесея (Аполлодор, III 15, 7-8; I 17 – 19). После бегства Тесея и Ариадны гнев Миноса обратился на помогавшего им Дедала; Минос заточил мастера в лабиринт, но тот вместе с сыном Икаром улетел с острова. По всему Средиземноморью Минос со своим мощным флотом разыскивал сбежавшего Дедала. Он нашел мастера в Сицилии, где Миноса и настигла смерть. Его убили дочери царя Кокала или сам Кокал (Κόαλος), искупав в слишком горячих источниках.
Труп Миноса был выдан его спутникам и похоронен ими в Сицилии; но потом кости его были перевезены на Крит, где ему был воздвигнут памятник. В подземном царстве он, по сказаниям гомеровского эпоса "Одиссея", судит вместе с Эаком и Радамантом души умерших. Главой судей в царстве теней, держащим в руках золотой скипетр Аида, Миноса делает позднейшее сказание, вероятно, в воспоминание о его деятельности как законодателя (Платон, Горгики, 526). В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II – его внуком, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны.
После начавшихся в двадцатом веке масштабных исследований минойской культуры, в Миносе стали видеть полуисторическое лицо, кносский дворец на Крите получил название «лабиринт». Миф о Миносе (возможно, это был титул критских царей) отражает распространенность на Крите почитания Зевса (найденные здесь многочисленные культовые лабрисы являются одним из самых древних предметов культа Зевса). Историками не отвергается утверждение о господстве критянского флота на большей части Средиземноморья, так как часть древних полисов Греции, в том числе, и Афины, платили некогда критянам дань; признан также неоспоримый факт существовавшего на Крите культа быка.