Мелеагр (Μελέαγρος), в греческом мифотворчестве герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры (Аполлодор, I 8, 2). По другой версии отцом Мелеагра являлся Арес (Гигин, Фабулы, 171). Участник похода аргонавтов (Аполлодор, I 9, 16), по некоторым вариантам мифа, Мелеагр убил колхидского царя Эата (Диодор, IV 48). Мелеагр был победителем в метании копья и дротика в общегреческих играх. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.
Мелеагр
Когда Артемида, разгневанная за то, что Ойней не принес ей жертвы, послала на страну дикого вепря, Мелеагр собрал знаменитейших охотников Греции, с помощью которых ему удалось убить вепря. Артемида возбудила спор между куретами, участвовавшими в охоте, и этолийцами, из-за обладания головой вепря. Пока Мелеагр участвовал в битве, этолийцы имели перевес; но когда он удалился с поля сражения, огорченный враждебностью матери, куреты победили этолийцев и стали осаждать их город. Долго умоляли Мелеагра родители, друзья, весь город помочь им в опасности, пока, наконец, жена не убедила его выйти на помощь своим. Этолийцы победили, но Мелеагр пал. Такова гомеровская версия мифа (Илиада, IX, 529–599).
Существуют и другие сказания о Мелеагре. На седьмой день после рождения Мелеагра мойры предсказали Алфее, что ее сын умрет, когда догорит пылавшее в жертвеннике полено. Она выхватила полено из огня, погасила его и спрятала в ларец. некоторые из них повествуют, что он был умерщвлен богами по молитвенной просьбе матери, опечаленной смертью братьев, погибших на калидонской охоте. При виде мертвых тел своих братьев Алфея прокляла своего сына. Она вернулась в дом, вытащила из ларца судьбоносное полено и бросила его в огонь. Как только полено догорело, Мелеагр почувствовал внутри неимоверное жжение и умер.
После смерти Мелеагра охваченная раскаянием Альфея удавились, Клеопатра также покончила с собой, а сестры Мелеагра, безутешно рыдавшие над могилой брата, были обращены Артемидой в цесарок (μελεαγρίδες) и перенесены на остров Лерос. Трагический элемент сказания был использован Фринихом при создании трагедии "Плевронянки"; пользовались также этим мифом Софокл и Еврипид.
Исторические сведения.
Мелеагр, греческий поэт, сын Евкрата, уроженец сирийского города Гадары и ученик
Мениппа, конец жизни провел на Косе, а молодость в Тире; поэт-эпиграмматист I
века до нашей эры. Мелеагр стал первым составителем антологии, которую он назвал
венком (στέφανος). "Одно у нас отечество – мир, и единый хаос породил всех
смертных" – восклицает Мелеагр ("Антология греческих поэтов", VII, 417). Он дал
в своем "венке" образчик сборников, благодаря которым только и дошли до нас
многие мелкие стихотворения греческих корифеев лирики. В сборник Мелеагра
входили стихотворения самого составителя и многих его предшественников, как
видно из вступительной эпиграммы сборника: в ней перечислены имена 47 поэтов,
стихотворениями которых воспользовался Мелеагр для "венка". Они почти все –
поэты александрийского периода, авторы небольших, разнообразных по содержанию
эпиграмм, написанных элегическим размером. "Венок" Мелеагра не уцелел, но часть
его вошла в так называемую палатинскую антологию Константина Кефалы (X век).
В этом сборнике Мелеагру принадлежат 128 стихотворений, преимущественно эротического содержания, обращенных к гетерам или прелестным юношам. Поэт то превозносит прелести своих подруг и друзей, то тоскует по утраченной любви, то просит о сочувствии. "Ты спишь, Зенофила, нежный стебелек" – говорит Мелеагр одной из своих возлюбленных; – "Если бы мне, подобно бескрылому сну, проникнуть теперь в твои вежды и остаться недвижимым! Пускай даже сон не касается тебя, сон, усыпляющий самого Зевса: я хотел бы владеть тобой безраздельно" (V, 174). Длиннейшее из уцелевших стихотворений Мелеагра – гимн весне и красотам пробуждающейся природы, с весельем, песнями и пляской радующихся людей (IX, 363). Впрочем, и в этом стихотворении всего 23 гекзаметра.