Мания (Mania), в античной мифологии:
1. У древних греков страшная богиня подземного мира, персонификация
безумия, насылаемого на людей, преступивших установленные законы и обычаи.
Иногда отождествлялась с эвменидами. На дороге из Аркадии в Мессению, там, где
Орест лишился разума в наказание за убийство матери, был храм Мании; ее именем
называлась местность вокруг храма (Павсаний, VIII 34, 1).
2. Древнеримское божество, почитавшееся на празднике Compitalia совместно с ларами и считавшееся матерью ларов. Во время компиталий на дверях домов и на перекрестках вешали куклы (maniae) и шары (pilae), сделанные из шерсти, причем каждое семейство давало их столько, сколько было членов в семье. С этих пор слово maniae стало употребляться в смысле чучел и почти отожествилось со словом larvae. Позже слово Mania стало употребляться в единственном числе, в значении матери ларов.
Сведения из словаря Брокгауза и Ефрона.
Как научный термин, мания издавна служит для обозначения определенной формы
душевного расстройства. Существенные свойства этой формы болезни заключаются в
ускорении течения идей и усилении двигательных импульсов. Обыкновенно развитию
мании предшествует непродолжительный период психического угнетения (меланхолии,
депрессии), характеризуемого как раз противоположными свойствами. Спустя
несколько недель после появления такого угнетенного, подавленного состояния, с
больным происходит иногда постепенно, иногда довольно быстро, резкая перемена.
Он становится болтливым, перескакивает с одного предмета на другой, склонен к
шуткам, подбору рифм, смехотворным замечаниям. Вместе с тем, устанавливается
благодушное настроение и повышенное самочувствие, все больному представляется в
розовом цвете, он чувствует себя способным к большим трудам, крупным
предприятиям, преодолению всех препятствий; ему весело на душе, он испытывает
потребность обнаружить это веселье в песнях, шумном обществе, угощении приятелей
и незнакомых лиц. Однако, настроение больного неустойчиво, он легко
раздражается, впадает из-за ничтожного противоречия в гнев, внезапно без видимой
причины способен зарыдать, но так же быстро опять возвращается к смеху и шуткам,
которые легко принимают характер оскорбительных и цинических выходок. Если
психическое расстройство не идет дальше этих легких изменений, совокупность
которых напоминает картину алкогольного опьянения, то врачи имеют дело с видом
мании, называемыми "маниакальной экзальтацией".
Эта легкая картина болезни может продержаться несколько дней или недель, и отсюда возможен исход к выздоровлению путем постепенного возвращения к норме, или же наступает дальнейшее развитие мании. В последнем случае ускорение течения идей усиливается до настоящего бегства или вихря их, и тогда связное мышление становится уже невозможным. В то же время обыкновенно в сознании являются идеи величия. Двигательное возбуждение выражается в громких криках, безостановочном наборе слов, усиленной жестикуляции руками и ногами, прыганье, склонности рвать и разрушать все, что попадается под руки. При еще большей интенсивности болезни наступает полная спутанность, помрачение сознания и сильнейшее буйство. В таком виде мания может тянуться несколько недель или месяцев, причем за время течения болезни обыкновенно происходят колебания в интенсивности ее проявлений; при очень длительном течении, последняя вообще понижается. Большей частью психическое расстройство при мании, даже при легких формах ее, сопровождается упорной бессонницей.
Во многих случаях мания представляет самостоятельную форму болезни, и тогда она дает большой процент полного выздоровления. Нередко, однако, мания представляет лишь эпизодическое проявление сложных, хронических душевных расстройств, таких как, например, прогрессивный паралич, периодическое, эпилептическое помешательство, и тогда исход лечения определяется свойствами основной болезни; в этих случаях, мания может пройти, но психическое расстройство не исчезает, а принимает лишь другую форму. Причины и лечение мании совпадают с соответственными данными о душевных болезнях вообще.