Лапифы (Λαπιθαι), в греческой мифологии полумифическое-полуисторическое племя, многочисленные представители которого встречаются в разных мифах, а также в гомеровском эпосе "Илиада". Они жили в северной части Фессалии, а также на Пелионе, Оссе, Пинде (в ущелье которого наяда Креуса произвела на свет, с богом реки Пенея, Гипсея, царя лапифов), в долине Пенея, окрестностях Олимпа и других местах.
Лапифы
Вне Фессалии с именем лапифов связаны города и области: Олен, Элида (куда переселился Форбас, сын Лапифа), Книд, Тодос, Феней, Малея. Связь этого племени с географическими именами, а также широкое его распространение, указывают на то, что лапифы были не просто великанами, произведенными народной фантазией, но отчасти историческим племенем, игравшим значительную роль в росте ранней эллинской культуры (Диодор, IV 69-70).
В историческое время Кипселиды в Коринфе и Пирифоиды в Аттике вели свое происхождение от эпонимов-родоначальников из лапифского племени. Само название лапифы означает "каменные", "горные" или "дерзкие", имена их героев: Астерион ("звёздный"), Флегий ("пылающий"), Стильба ("сияющая"), Пирифой ("сияющий" или "быстрый, как струя"), Фалер ("белый"), Перифат ("сияющий окрест"), Леонтей ("львиный"), Исхий ("мощный"), Коронида ("ворона"), Элат ("ель"). Лапифы родственны кентаврам (Лапиф и Кентавр – родные братья). Лапифы отличались диким воинственным и независимым характером, который, кстати, бурно проявился во время их сражения с кентаврами.
Из отдельных лапифов особенно выдающуюся роль играют в мифологических сказаниях: Пирифой, на свадьбе которого кентавр Эвритион, опьяненный вином, задумал посягнуть на честь невесты, Гипподамии (происшедшая вследствие того битва прекрасно описана у Овидия (Метаморфозы, XII, 210-523). Сражение между лапифами и кентаврами из-за Гипподамии, супруги царя лапифов Пирифоя описано и у других греческих мифотворцев (Гомер, Илиада, II 742; Аполлодор, I 21). Греческие художники часто изображали ее в своих произведениях, стараясь выразить этим идею победы греческой культуры над грубым варварством). Царь лапифов Пирифой дерзнул отправиться вместе с Тесеем похитить богиню Персефону и за это был навеки прикован к скале в Аиде (Аполлоний Родосский, I 101-104).
Известны и другие лапифы, персонажи древнегреческих мифов: Иксион, которого Зевс привязал в аду к колесу, обвитому змеями, за то, что он дерзнул распространить слух о связи своей с Герой; сестра Иксиона Коронида, изменившая Аполлону со смертным; великан-оборотень Кеней, участвовавший в калидонской охоте и походе аргонавтов; Лапиф, сын Аполлона и нимфы Стильбы, дочери бога реки Пенея (в ранних сказаниях его имя не упоминается, на основании чего можно заключить, что он был эпонимом позднейших мифов); Полипойт, сын Пирифойя, который повел лапифов под Трою. Отличались лапифы дерзким и воинственным нравом. Л. – участники калидонской охоты (Аполлодор, I 8, 2; Овидий, Метаморфозы, VIII 303) и похода аргонавтов (Аполлоний Родосский, I 35-44). Их могущество было сломлено Эгимием – сыном Дора, родоначальника дорийцев, которому помогал Геракл.