Лакедемон, в греческой мифологии сын Зевса и Тайгеты; супруг Спарты, дочери Эврота. Основатель лакедемонского государства и его столицы Спарты, названной в честь жены. Свою власть Лакедемон получил от тестя, Эврота (Εύρώτας). У Лакедемона и Спарты было пятеро детей: Амикл, Асина, Гимер, Клеодика и Эвридика. Лакедемоняне – спартиаты, коренные жители Спарты.
Историческая справка.
Спарта (Σπάρτη, лат. Sparta), в античности главный город Лаконии. Спарта с
древнейших времен вела упорную борьбу со своими соседями. Особенно удачно шла
борьба с Мессенией, привлекавшей спартанцев изобилием плодородных земель. Первая
Мессенская война началась во второй половине VIII века до нашей эры. Упорная
двадцатилетняя борьба привела к подчинению Мессении Спартой. Завоевания оказали
сильное влияние на весь строй спартанского государства. Благодаря им Спарта
стала самым значительными по территории государством греческого мира; она
занимала около 2/5 всей поверхности Пелопоннеса. Вероятно, опасность жить среди
враждебно настроенного и численно превосходного покоренного населения, заставила
большинство свободных полноправных граждан поселиться в Спарте. Так установился
взгляд, что полноправные граждане только те, кто живет в Спарте, откуда и
название их "спартиаты". Завоевания дали государству возможность хорошо
обеспечить землей большинство своих граждан. Спартиаты получили в наследственное
пользование участки земли с жившими на них и обрабатывавшими их илотами.
Слово "демократия" неприменимо к Спарте, хотя, например, историк Низе в статье "К истории государственного устройства Лакедемона" считает возможным утверждать, что Спарта была древнейшей демократией в Греции. Одинаковое воспитание, однообразный, для всех полноправных обязательный образ жизни, одинаковые обязанности и права (Спарта не знала ценза при замещении должностей) – все это, конечно, черты демократические. Но настоящей демократией Спарта не могла быть: спартиаты по отношению к массе населения составляли аристократию и стремились сохранить раз установившиеся, выгодные для них отношения между собой и этой массой. Уже поэтому они были консервативны. Они воспитывались в привычке к суровой дисциплине и прекрасно понимали значение ее для них самих, знали, что только ею они и сильны. Для развития личного начала в земледельческой, экономически отсталой Спарте не было тех благоприятных условий, которые были, например, в Афинах.