Ифигения

Ифигения (Ίφιγένεια), в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитеместры, сестра Ореста. Первоначально эпитет и одна из разновидностей Артемиды, почитавшейся и в историческое время с этим прозвищем в Гермионе и других местах. Когда Ифигения выделилась в греческом мифотворчестве в качестве героини, то о происхождении ее и обстоятельствах жизни сложились самые разнообразные легенды. Благодаря великим аттическим трагикам, обрабатывавшим этот сюжет, наиболее распространенной версией мифа стала следующая.

Ифигения миф
Ифигения, жрица Артемиды,
художник Ансельм Феуербах
Клитемнестра и Агамемнон
Смерть Агамемнона,
художник Роджер Пейн

Когда греки отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (по другим источникам Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. За это богиня наслала безветрие, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении.

Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это, и Ифигения была вытребована в лагерь, под предлогом обручения с Ахиллом. Когда она прибыла туда и все уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а ее на облаке похитила и унесла в Тавриду, где Ифигения стала ее жрицей и умерщвляла перед ее алтарем странников, заносимых туда бурей.

Ифигения и Кимон
Ифигения и Кимон,
художник Лейтон Фредерик

В Тавриде много лет спустя нашел Ифигению ее брат Орест, который преследуемый эриниями, прибыл туда вместе со своим другом Пиладом, по приказанию дельфийского оракула, чтобы увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию, с неба. Брат и сестра вместе возвратились на родину и Ифигения продолжала служить в храме Артемиды в аттическом поселении Бравроне. Здесь уже в историческое время показывали могилу Ифигении, а в соседнем селении Галах Арафенидских и других местах деревянную статую Артемиды, доставленную якобы из Тавриды.

Таким образом сводились воедино данные культа и мифа об Ифигении, сложившегося в Греции на протяжении 7-6 столетий до нашей эры и распространившегося далеко за ее пределами. Геродот, сообщая о существующем у скифов в Тавриде культе богини Девы (местная параллель греческой Артемиды), добавляет, что они называют эту богиню Ифигенией.

Согласно Павсанию, Артемида иногда носила прозвище Ифигения. О месте смерти и погребения Ифигении также существовало разногласие. Гесиод говорит, что Ифигения не умерла, а превращена Артемидой в Гекату; другие поэты заставляют ее жить на далеком севере, с Ахиллом, и наслаждаться бессмертием. Вообще имя и культ Ифигении встречается в Греции всюду, где почиталась Артемида.

В одной из новелл «Декамерона» Джованни Боккаччо красивый, но недалекий и грубый юноша Кимон (или Чимоне) влюбился в Ифигению. Лейтон изобразил момент повествования, когда Кимон случайно встретил спящую у родника божественную красавицу, это событие полностью изменило его жизнь. Искренняя и страстная любовь к Ифигении возвысила и облагородила сердце и разум Кимона.