Ифифаллы, в греческой мифологии и в
античности:
1. Фаллические песни. У греков фаллос (φαλλός), как орган мужской
производительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса, добрых демонов,
Приапа и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородие и
производительную силу природы, причем фаллос, представлявший собою первоначально
фетиш, впоследствии стал атрибутом в культе божества. Значение фаллоса как
фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса фаллос изображает самого
Диониса; в культе же Афродиты фаллос, очевидно – атрибут, символизирующий
основные черты богини. Наиболее значительную роль фаллос играет в культе
Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских
празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых
Дионисиях фаллос поднимали вверх и носили в процессии (φαλληφόρια) с особыми так
называемыми фаллическими песнями (Аристофан, Ахарняне, 263–279).
2. Переодетые женщинами жрецы Диониса, которые несли так называемые фетиши-фаллосы во время праздничных процессий (дионисий).
3. Ифифаллами называли актеров, в масках (образах) пьяниц и гуляк, составлявших в Древней Греции часть театрального хора.
4. Ифифаллы – название деревянных изображений Приапа.
Ифифаллический стих (ίθύφαλλος) употреблялся в древности в так называемых фаллических песнях в честь Вакха, Котито и других божеств. Изобретение его приписывается Архилоху. Он встречается у трагиков, Аристофана, Симтида и других греческих поэтов и грамматиков; у римских авторов он почти не употреблялся.