Гетеры, в античные времена публичные женщины древней Греции. До Перикла в Элладе гетерами были лишь рабыни, но затем в этой среде стали появляться и свободные девушки, особенно чужеземки, которые известной степенью образования, тонкостью в обращении и умом собирали около себя лучших мужей того времени, чему не мало способствовала замкнутая жизнь замужних гречанок.
Гетеры
Гетеры достигали часто политического влияния и многим из них были воздвигаемы статуи. Замечательны в особенности следующие гетеры: Фаиса (или Таис Афинская, возлюбленная Александра Великого), Лаиса, Фрина (служившая Праксителю моделью для его Афродиты), Аспазия, возлюбленная Перикла и многие другие известные в истории женщины.
Фаиса (θαίς), известная афинская гетера, пользовавшаяся благосклонностью Александра Великого, впоследствии стала второй женой царя и просветителя Птолемея Сотера, от которого у нее было два сына и дочь Ирина, вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Сол. Жизнь гетер описана греческим софистом и философом Лукианом в труде "Разговоры гетер" и греческим ритором Алкифроном в сочинении "Письма гетер".
Исторические сведения.
Гетеризм. Термин этот (производный от греческого слова "гетера" – куртизанка,
публичная женщина) был применен некоторыми исследователями к обозначению
первобытной формы полового или брачного общения. Историк Бахофен предложил
теорию, по которой первобытное общественное состояние людей было чистым
"гетеризмом", то есть люди не признавали тогда никакого индивидуального брака;
все мужчины и женщины общины считались между собой в супружестве, и каждый
мужчина мог иметь общение с любой женщиной.
С течением времени такое состояние уступило место "матриархату", то есть браку с преобладанием женщины, причем муж состоял в подчинении у жены, родство и наследство шли по женской линии, и женщины пользовались сравнительно большой политической властью. Такая гинекократия, однако, не могла удержаться долго: духовное влияние отца взяло перевес над материальной идеей материнства, мужчины заявили право на преобладание, родство и наследство направились по мужской линии, отец стал "родителем", виновником жизни, а мать только кормилицей; и матриархат уступил место патриархату.