Фаэтон (Φαεθων), в греческом мифотворчестве эпитет Гелиоса, у позднейших античных авторов также сын Гелиоса и океаниды Климены (Овидий, Метаморфозы, II 19), или Кефала и богини зари Эос, брат Гелиад (Гесиод, Теогония, 984-986).
Фаэтон
По сказанию, поэтически разработанному древними писателями (Еврипид, Ипполит, 735; Аполлоний Родосский, Аргонавтика, IV, 598), Фаэтон, желая доказать свое происхождение от Гелиоса, обратился при посредстве Климены к отцу с просьбой предоставить ему на один день управление солнечной колесницей. Гелиос, связанный клятвой, которую он дал, – исполнить просьбу сына – вверил ему заветную колесницу, но слабый юноша не сумел управиться с бессмертными конями и, не зная дороги, сбился с пути, вследствие чего вселенная едва не была охвачена пожаром.
Предвидя несчастие, Зевс ударом молнии поразил безрассудного смельчака. Кони разбежались, их после поймали эринии, а обломки колесницы упали на землю в виде метеоритов. Климена нашла тело сына на берегу реки Эридан. Сестры Фаэтона так безутешно плакали на могиле брата, что Зевс не выдержал и превратил их в тополя, а их слезы стали янтарем. След, оставленный на звездном небосводе огненной колесницей под управлением Фаэтона, стал называться Млечным путем (Овидий, Метаморфозы, I, 755; II, 1–367).
В античном искусстве (на монетах, в вазописи, саркофагах, геммах, рельефах) наиболее часто встречается сцена падения Фаэтона. К мифу о безрассудном сыне бога Гелиоса обращались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джулио Романо, Якопо Тинторетто, Лудовико Карраччи, Питер Пауль Рубенс, Джованни Баттиста Тьеполо, Никола Пуссен и другие живописцы.