Евандр

Евандр (Εΰανδρος), в античной мифологии и истории:

1. Евандр, в греческом и римском мифотворчестве сын Никостраты и аркадского царя Палланта (существует миф, что отцом Евандра был Гермес). Мать уговорила Евандра убить своего земного отца, а когда аркадцы изгнали их обоих, отправилась с сыном в Италию. Там, за полвека до начала Троянской войны, Евандр с матерью построили укрепленный городок на холме, который позднее назвали Паллатин. Город был назван то ли в честь отца, то ли в честь дочери Палланты, соблазненной Гераклом и позднее там погребенной. Место это выбрала обладавшая даром прорицания Никострата, которую в Италии стали звать Кармента.

Вскоре Евандр стал могущественным царем в Италии. У него гостил Геракл, когда гнал через Италию коров Гериона. На италийский манер Евандр ввел культ аркадского Пана под именем Фавна, а также культы Цереры, Виктории, Карменты, Нептуна Конного, Геркулеса Непобедимого (Дион Кассий, Общая история Рима, I 33; 40, 2; Вергилий, Энеида, VIII 296). Евандр сердечно приветствовал прибывшего в Италию Энея, которому предсказал великую судьбу Рима (Вергилий, Энеида, VIII 51; 157; 282; 343-345). Когда между Энеем и вождем местного племени рутулов Турном вспыхнула война, Евандр стал союзником Энея и дал ему отряд под командованием своего сына Палланта, павшего в бою. Евандру был посвящен алтарь у римского холма Авентина, где в честь него ежегодно приносились жертвы (Дион Кассий, Общая история Рима, I 31).

По италийской легенде, Евандр был сыном Гермеса и аркадской нимфы. За шестьдесят лет до начала Троянской войны, он покинул свою родину, аркадский город Паллантий, и прибыл в Италию. Во времена царствования Фавна Евандр поселился на месте будущего Рима, и назвал холм, на котором он поселился, по имени своей родины Палациумом. Евандр научил обитавших здесь аборигенов письменам и музыке и учредил в честь Пана праздник Луперкалий. По общепринятому толкованию немецкого историка Альберта Швеглера ("История Рима" I, 354–83), Евандр – не что иное, как греческий перевод латинского слова Faunus, а Пан, Фавн, Луперк и Евандр – одно и то же божество.

2. Евандр из Фокиды, академический философ, живший в конце III века до нашей эры, ученик Лакида и преемник его в должности схоларха академии. Из сочинений Евандра ничего не сохранилось.

Историческая справка.
"История Рима" Швеглера имеет огромное значение. Она служит непосредственным продолжением и дополнением труда Нибура, устраняя ненаучные, проистекавшие от поэтического увлечения предметом стороны нибуровой критики. Швеглер решительно отверг гипотезу об эпической основе первоначальной римской традиции, но во взглядах на писаную традицию он во многом согласен с Нибуром, хотя гораздо осторожнее его. Жреческие анналы Швеглер отрицает, но допускает частные хроники, существование некоторых грамот и вещественных памятников. Настоящим триумфом швеглеровой критики является анализ преданий; здесь лучше всего сказалась изощренная на церковной истории критическая жилка истинного тюбингенца.

Предания он разбивает на две категории: саги, с исторической основой, и мифы – с идейной. Последние по своему характеру большей частью принадлежат к этиологическим (причинным) мифам, т. е. вымышлены для того, чтобы объяснить причину сделавшегося непонятным явления. Разновидностью этиологического мифа является миф этимологический, выдуманный для объяснения сделавшегося непонятным названия. Например, Brutus значит дурачок – и чтобы объяснить это имя была изобретена сказка о том, что Брут притворялся помешанным. Таким образом гипотезу бессознательного эпического творчества, создававшего римскую традицию, Швеглер заменил более правдоподобной гипотезой сознательной логической работы.