Ехидна

Ехидна (Έχιδνα), в греческом мифотворчестве чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкиса и Кето, внучка земли Геи и моря Понта (Гесиод, Теогония, 295-299). Согласно изложения Аполлодора Ехидна была порождением Геи и Тартара, по иной версии сказаний родителями Ехидны были Каллироя и Хрисаор.

Ехидна миф
Ехидна, художник Дориан Кливенджер
Сцилла миф
Сцилла, сестра Ехидны

Древнегреческие авторы утверждают, что лицом она была прекрасна, но ужасна в своей змеиной сущности. Обитала Ехидна в мрачной пещере под землей, выходя на охоту, подстерегала путников в Аркадии и пожирала их. Детьми Ехидны от Тифона были: двухголовый пес Орф, трехголовый Кербер, Лернейская Гидра, Химера, Сфинкс, Орел, клевавший печень Прометея. От Орфа Ехидна родила Немейского льва (Гесиод, Теогония, 306-327). Ехидна была убита во время своего безмятежного сна Аргусом Паноптом.

Согласно причерноморским легендам от Зевса и Геракла Ехидна родила правителя Скифии царя Скифа, Агафриса и Гелона. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена великими героями Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом.

Историческая справка.
В древности греки знали две Скифии (Σκυθια) – европейскую и азиатскую. Хотя первая стала известна грекам раньше второй, но на самом деле была ее колонией. Уже в Илиаде Гомера упоминаются "доители кобылицы" как обитатели Скифии. Имя Скифия встречается впервые у Гесиода в VIII веке до нашей эры, потом у Алкея, Симонида, Эсхила, Гекатея, Гелланика.

Истинным кладом известий о скифах является IV книга истории Геродота, написанная во второй половине V столетия до нашей эры. О Скифии писали многие более поздние писатели греческие и римские, как Дион Хризостом, Страбон, Птолемей, Тацит и другие; но до сих пор Геродот остается наиболее ценным и богатейшим источником сведений о Скифии.

Раньше Геродота, в VII веке, Скифию посетил некий Аристей из Прокопнеса; он был у соседнего со скифами народа, исседанов, и написал даже поэму об аримасцах, одноглазых людях; но Аристей – личность загадочная, мистически настроенная, и его поэма, до нас не дошедшая, представляла собою скорее набор чудесных рассказов о необыкновенных народах и сказочных землях, нежели заметки любознательного и наблюдательного путешественника.

Правда, сам Геродот питает расположение к чудесному и занимательному; вероятно, он пользовался историями Аристея, создавая повествования о наиболее далеких и наименее известных частях скифских земель; но он с неменьшим интересом останавливался на множестве предметов положительных, касающихся географии, истории и этнографии Скифии.

По всей вероятности, Геродот был в Скифии, по крайней мере, в ближайших к черноморским колониям местностях, у берегов рек Днестра, Буга и Днепра. Важные сведения о скифских землях и обычаях жителей, дополняющие Геродота, имеются в труде его знаменитого современника Гиппократа "О воздухе, водах и местностях". Геродот первым из своих современников (и более ранних историков и путешественников) выделил Скифию как особую территорию с определенными границами и пространством из общего понятия земель, лежащих к северу, северо-западу и северо-востоку от Черного моря.