Диоскуры

Диоскуры, в греческой мифологии близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса, братья Елены и Клитеместры. В "Илиаде" и "Одиссее" упоминание имени (слова) Диоскуров не встречается. В "Одиссее" Кастор и Поллукс называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По одной из версий мифа (Аполлодор, III 10, 7), Полидевк и Елена – дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра – её дети от спартанского царя – её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор – смертным).
Говорят, что Полидевк отличался от своего брата лишь тем, что у него на лице был шрам. Одевались они одинаково, каждый носил шлем, увенчанный звездой, и у каждого было копье и белая лошадь. Кастор был знаменит как воин и укротитель лошадей, а Полидевк был непревзойденным кулачным бойцом; оба завоевывали призы на Олимпийских играх.

Диоскуры – участники ряда героических предприятий. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Случилось так, что Тесей с Пирифоем похитил Елену, на которой намеревался жениться. Спрятав Елену в деревне Афидны, друзья отправились в царство мертвых. Пока Тесей пребывал в аиде, Диоскуры собрали войско, выступили против Афин и потребовали выдачи Елены. Когда афиняне заявили, что они не имеют представления, где она находится, Диоскуры начали грабить Аттику и продолжали до тех пор, пока жители не указали им на Афидну, где они нашли свою сестру. Диоскуры сровняли Афидну с землей.

Диоскуры – участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика (Аполлоний Родосский, II 97), калидонской охоты (Овидий, Метаморфозы, VIII 301). Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами, у которых похитили невест – Левкиппид, Фебу и Гилаейру – дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того, Диоскуры и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына (Аполлодор, III 11, 2; Теократ, XXII 137-212). У Гомера в "Илиаде" Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни (Гомер, Илиада, III 236-244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе (Эратосфен, 10).

В мифе о Диоскурах – элементы древнего индоевропейского почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Диоскуры считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Диоскуров над Афаретидами – отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (8-7 века до нашей эры). В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей – двух крепко соединённых друг с другом брёвен (Плутарх, Биографии, I). Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В римской мифологии Диоскуры именуются Кастор и Поллукс. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. По позднейшим преданиям, Посейдон сделал Кастора и Полидевка спасителями потерпевших кораблекрушение мореплавателей и дал им право посылать попутные ветры.

Сохранились многочисленные изображения Диоскуров в произведениях античного искусства: в пластике, вазописи, на геммах и монетах.Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Монте Кавалло, напротив квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Поллукс – кулачным бойцом. В европейском искусстве Диоскуры изображались ранее всего как персонажи круга Зодиака: обнажённые мальчики-близнецы (например, у Альбрехта Дюрера). В итальянской живописи 16 века Диоскуров изображают детьми вместе с Ледой. Несколько позднее живописцы обращаются к сюжету, связанному с похищением Левкиппид. Миф о Диоскурах использовался также в оперных либретто 18-19 столетий (оперы "Кастор и Поллукс" Рамо, Сарти, Винбера и другие композиторы).