Диомед

Диомед (Diomndns), в греческой мифологии:
1. Царь Фракии, сын Ареса и Кирены, кормивший своих диких неукротимых коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею. По другим мифотворческим источникам, кони бежали из Микен в горы и были съедены дикими зверями.

Диомед Одиссей
Диомед, Одиссей и Ахилл
в женском платье, 1617,
Питер Пауль Рубенс

2. Сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы, супруг Эгиалейи. Диомед после смерти своего тестя, Адраста, стал царем Аргоса. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив (Аполлодор, III 7,2). Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, озарённых сияющим пламенем, он убивает множество троянцев и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Диомед обрушивается на богиню, ранит её и заставляет оставить поле боя. Пользуясь покровительством Афины, Диомед выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело его ранит (подвигам Диомед отводится почти вся V книга "Илиады").

Вместе с Одиссеем Диомед отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они убивают троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего на помощь троянцам фракийского царя Реса, убивают его и многих воинов его свиты и уводят с собой знаменитых коней Реса (Гомер, Илиада, X 203-514). Диомед участвует в погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осаждённую Трою и похищает там статую Афины (Палладион), обладание которой предвещает победу над троянцами.

Смерть Диомеда
Геракл убивает Диомеда,
Жан-Батист Пьер, 1742,
Музей Фабра, Монпелье
Диомед миф
Диомед, пожираемый конями,
Гюстав Моро, 1865 год,
Музей искусств, Руан

С Одиссеем Диомед отправляется также на остров Лемнос за Филоктетом. Диомед долго слывёт (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои (Аполлодор, V 8; 13); поздние источники вводят версию об измене жены Диомед Эгиалейи, вследствие чего Диомед вынужден бежать из Аргоса в Апулию, где женился на дочери царя Дауна. По сказанию, Диомед основал Арпи (в Апулии) и другие города в Италии и затем исчез, а его спутники были превращены в птиц.

Хотя традиция называет Диомеда сыном Тидея – царя Этолии, в "Илиаде" он возглавляет ополчение из Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды; по числу кораблей войско Диомеда уступает лишь полкам Агамемнона и Нестора. В этом отражается воспоминание не только о былом могуществе Аргоса, но и о значении самого Диомеда как древнейшего военного божества аргивян. Щит Диомеда с культовым изображением Афины находился в её храме в Аргосе. Диомеду приписывалось основание храма Афины "Остроглядящей" (Павсаний, II 24, 2), находившуюся здесь статую Афины отождествляли с похищенным ахейцами в Трое Палладионом. Диомед считался основателем храмов Афины в городе Метона (Мессения) и городе Прасии (Аттика); в Саламине (Кипр) он почитался вместе с Афиной. Эта древнейшая связь Диомеда с Афиной отразилась в мифах о постоянной помощи Афины герою. В "Илиаде" в варианте мифа (Пиндар, Немейские оды, X 7) Афина сделала Диомеда богом; по другой версии, он был перенесён вместе с Ахиллом на острова блаженных.

Подтверждением "божественного" происхождения Диомеда является то, что это единственный герой "Илиады", осмеливающийся вступать в сражения с богами-олимпийцами. Культ Диомеда был занесён ахейскими колонистами в Италию (отсюда поздняя версия о его скитаниях и смерти в Италии). В "Илиаде" обращает на себя внимание явный параллелизм в описании подвигов Диомеда и Ахилла (оба нападают на Гектора и на Энея, которого от них спасают боги) и чувство соперничества, испытываемое Диомедом к Ахиллу. Однако трудно сказать, восходит ли этот параллелизм к древнейшим слоям эпического сказания или является художественным приёмом автора "Илиады".