Демон

Демон (δαίμων), в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. В этом образе очевидны рудименты так называемого внезапного преанимизма (по терминологии филолога и историка Германа Узенера, демон – не что иное, как "бог данного мгновения").

Иногда олимпийские боги тоже называются демонами, но только в обобщённо-неопределённом смысле или в случае, когда бог не проявил себя индивидуально и скрывает своё имя. Демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду, прельщает, насылает беды, зловещие сны (Гомер, Одиссея, XII 295, XVI 194, XIX 512, XX 87). Демон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим (Гомер, Одиссея, VI 172, VII 248; Илиада, XXI 92). Демон вызывает неожиданно ту или иную мысль (Гомер, Илиада, IX 600; Одиссея, III 27). Иной раз демон действует благодетельно (Одиссея, IX 381); в греческом мифотворчестве, например, встречается эпитет olbiodaimon, "счастливодемонический". Демон приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием (Софокл, Фрагменты, 592; Еврипид, Алкеста, 971). Есть демон рождения (Пиндар, Олимпийские оды, XIII 105), демон добра и зла (Пиндар, Пифийские оды, III 34), характер человека – его демон (Гераклит, Фрагменты, 119), каждому человеку в жизни достаётся свой демон (Платон, Федон, 107).

Демоны мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми. У Гесиода поколение "золотого века" после своего исчезновения превратилось в "благостных демонов", которые охраняют людей и взирают на правые и неправые дела (Гесиод, 121-126). В римской мифологии демону соответствует гений. Раннехристианские представления о демоне связаны с образом злой демонической, бесовской силы.

В описаниях мифологий различных народов демон, собственно, является условным обозначением тех сверхъестественных персонажей, которые не являются богами и занимают по сравнению с богами низшее место в иерархии (или находятся на низших уровнях в данной мифологической системе). В более узком и точном смысле демоны – злые духи. Согласно классификации, предложенной Узенером в труде "Эпикурея" и поддержанной Кассирером, следует различать демона (духа) как обозначение случайного мифологического образа, создаваемого из любого предмета, попадающего в поле действия мифологической мысли, и гения как обозначение мифологического символа судьбы и личности человека.