Дедал

Дедал (Δαίδαλος), в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона (Платон, Ион, 533), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Аполлодор, III 15, 8). Собственно, первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово Дедал (от корня dal – долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы сказаний критских, афинских и сицилийских. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Эрехфидов.

Дедал миф
Дедал и Икар,
Фредерик Лейтон, 1869
Икар миф
Икар падающий,
художник Роджер Пейн

В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Дедала, и дем, получивший от него свое название (Δαιδαλίδαι). Ученика и племянника своего, Талоса, Дедал умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Осужденный за это ареопагом на изгнание, Дедал бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Аридне нить, при помощи которой Тесей нашел выход из лабиринта (Вергилий, Энеида, VI 27-30).

Преследуемый за это Миносом, Дедал с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. Икар погиб на середине пути, приблизившись больше чем следовало к солнцу (Овидий, Метеморфозы, VIII 152-262). Дедал же спасся, добравшись до города Кумы в Сицилии, и построил там храм Аполлону; потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Дедале пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба из дерева, которая разрабатывалась так называемыми Дедалидами и отсюда была перенесена в Сикион Динэном и Скиллисом. В Илиаде упоминается хоровод (площадка для танцев), сделанный Дедалом для Ариадны (Гомер, Илиада, XVIII 590). Павсаний в своих очерках путешественника утверждает, что видел это произведение и что это был мраморный рельеф.

В строительном деле Дедала считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческой цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Дедала; в различных местах существовали сооружения, происхождение которых приписывали строителю критского лабиринта. Так как эти древности выражали собою весьма различную степень развития искусства, от грубых, младенческих попыток художественного творчества до некоторой уже заметной умелости, то они, очевидно, не могли принадлежать не только одному и тому же художнику, но и одному и тому же времени.

К тому же самое имя Дедала, происходящее от глагола δαιδαλεΐν (делать искусно), заставляет видеть в нем не историческое, действительно существовавшее лицо, хотя и приукрашенное легендами, а личность, созданную народной фантазией и символизировавшую успехи, достигнутые несколькими поколениями художников в начальную эпоху греческого искусства, от глубокой старины, предшествовавшей походу на Трою, и до середины VI века до нашей эры.

До настоящего времени дошли лишь немногие произведения античного искусства, связанные с этим мифом. Например, рельефы эллинистического времени "Дедал и Икар", изображающие приготовления к полету, из Виллы Альбани; фреска в Помпеях и немногие другие. В 14-15 веках дедаловский миф нашел воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф "Дедал привязывает крылья Икару" работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: "Падение Икара" (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, Ганса Гольбейна Младшего, Якопо Тинторетто, Питера Брейгеля Старшего, Фердинанда Боля, Питера Пауля Рубенса и многих других художников) и "Дедал и Икар" (в работах Джулио Романо, Доменико Фети, Антониса ван Дейка, Шарля Лебрена и других живописцев), в пластике ("Дедал и Икар" Aнтонио Кановы; "Падение Икара" Огюста Родена).