Дардан

Дардан (Dardanos), в греческой мифологии:

1. Сын Зевса и атлантиды Электры, мифический родоначальнак дарданцев (троянцев), а через Энея и римлян. Дардан родился на Крите (по другим источникам в Аркадии). По наиболее распространенной версии мифа, проживал на острове Самофракия, но после убийства своего брата Ясиона, терзаемый угрызениями совести, скитался по разным странам и прибыл, наконец, в Азию. Есть версия, что он прибыл туда, совершив одиночное плавание, управляя плотом из надутой шкуры, нагруженной камнями. Во Фригии Дардан был радушно принят местным царем Тевкром, выдавшим за него свою дочь Батию. Здесь Дардан основал город Дарданию, который Гомер локализует в предгорьях горы Ида, более же поздние источники отождествляют с исторически существовавшим на восточном берегу Геллеспонта городом Дардан.

После смерти Тевкра Дардан стал царем всей области, тоже получившей название Дардании, а жители стали называться дарданянами. По генеалогии, изложенной Гомером в "Илиаде" (XX, 215-241) и принятой с дополнениями в поздних источниках (Аполлодор, III 12, l-5), Дардан является дедом Троса, мифического царя Фригии и эпонима города Трои, а также прямым предком Лаомедонта, Приама, Анхиса и их сыновей, в том числе и Энея. Поскольку через Энея Дардан оказался предком римлян, существовал италийский вариант сказания, по которому Дардан происходил из этрусского города Кортоны и оттуда переселился во Фригию.

2. Скифский царь, отец Идеи, которую он выдал замуж за Финея, а затем казнил за жестокое обращение с пасынками.

Историческая справка.
Самофракия (Σαμοθράκη), остров в Эгейском море. Самофракия упоминается уже у Гомера. Относительно древнейших жителей острова и времени его заселения известия крайне противоречивы. Одни считали жителей Самофракии автохтонами; по Геродоту они – пеласги, по другим – дарданы, аркады или троянцы. Существует мнение и о выходцах из Самоса, стремящееся объяснить этим имя острова. Для него имеется еще множество других объяснений, производивших его, между прочим, из варварского языка амазонок, посвятивших остров Матери богов; на этом языке его имя будто бы означает "священный остров". В политической истории Самофракия почти совсем не упоминается; зато она имела большую известность в области религиозной, как одно из знаменитейших мест почитания "Великих богов" – кабиров.

Происхождение их имен и культа, как теперь общепризнано, семитическое. Его характер – мистический; по значению самофракийские мистерии приравнивались к элевсинским. Орфей, Одиссей и Агамемнон были, по преданию, посвящены в них; Филипп Македонский и Олимпиада, позже – некоторые выдающиеся римляне принимали это посвящение. Самофракийцы упоминаются Геродотом как участвовавшие в Саламинской битве на персидской стороне. В эту эпоху им принадлежали некоторые пункты на материке. В эпоху Суллы известно страшное разграбление острова пиратами, при котором особенно пострадал храм, знаменитый своими богатствами. На Самофракии найдена знаменитая статуя Ники, служащая украшением Луврского музея.