Атрей (Ατρέας), в греческой
мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом
Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах и стал
царем (власть в Микенах Атрею вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход
против Гераклидов, в котором он погиб (Фукидид, I 9).
В "Илиаде" (Гомер, II 100-108) еще ничего не сообщается о вражде между братьями:
царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от
него к сыну Атрея – Агамемнону.
Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие "проклятия Пелопидов", влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладет спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея – Аэропу, уже успел при ее посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, – солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок).
Избранный царем Микен Атрей изгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир ("пир Фиеста"), где подает Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей (Аполлодор, II 10-13); к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста.
Пелопс (Пелоп), в греческой мифологии сын малоазийского царя Тантала. Пригласив богов на пир, Тантал подал мясо убитого им Пелопса. Разгневанные боги оживили Пелопса. Став мужем дочери царя Элиды, Пелопс унаследовал власть в Элиде и распространил ее на всю южную Грецию, название которой «Пелопоннес» («остров Пелопса») древние греки, естественно, связывали с именем Пелопса.
Пелопиды (Πελοπίδαι) – потомки Пелопса: Атрей, Агамемнон, Орест и другие, с именами которых связано возвышение Аргоса. На основе сказаний о Пелопидах сложились многие греческие трагедии. Судьба Пелопидов – Атрея и Фиеста послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в том числе Софокла и Еврипида), из которых до нас дошла трагедия Сенеки "Фиест". В 17-18 веках было создано много переводов и переделок этой трагедии. Наиболее значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 столетии – X. Ф. Вайзе ("Атрей и Фиест"), И. Я. Бодмер ("Атрей и Фиест"), Вольтер ("Пелопиды"), Уго Фосколо ("Фиест"); в 19 веке – X. М. Эредия ("Атрей"), И. В. Мюллер ("Аэропа").