Астианакт (Αστυανας), в греческой мифологии маленький сын троянского царевича Гектора и его жены Андромахи. Подлинное имя мальчика было Скамандрий, Астианактом («владыкой города») его прозвали троянцы из уважения к Гектору. После взятия Трои ахейцами совет их вождей по предложению Одиссея принял решение истребить род Приама. Окончательно судьба Астианакта была решена, когда прорицатель Калхант предсказал, что если ребенка оставить в живых, то он со временем отомстит за своих родителей и за город. Все греческие цари пытались уклониться от совершения детоубийства, тогда Одиссей сбросил Астианакта с городской стены (Еврипид, Троянки, 709-788, 1118-1250). По другой версии, Неоптолем, которому при дележе добычи досталась Андромаха, вдова Гектора, выхватил у нее ребенка и бросил вниз со скалы. Некоторые говорят, что Астианакт спрыгнул со стены и разбился, когда Одиссей объявлял о пророчестве Калханта, взывая к богам для оправдания жестокого обряда. Другие утверждают, что Астианакту удалось спастись; со временем он восстановил Трою и основал много новых городов в Малой Азии.
Историческая справка.
Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями, скорбь
их при сборах в путь на далекую чужбину – таково содержание трагедии Еврипида "Троянки".
Дальнейшее развитие той же темы составлили трагедии "Гекуба" и "Андромаха". В
первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которой отнимают Поликсену для
заклания на могиле Ахилла, сменяются необузданной яростью старой царицы-пленницы
и жаждой мести фракийскому царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора.
"Андромаха", только отчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена
была в Аргосе, в то время, когда аргосцы заключили союз с Афинами против Спарты
(424-422 годы до нашей эры). Страстная речь Андромахи против Менелая и убийц
Астианакта у Еврипида служит как бы выражением антиспартанской политики Афин и
Аргоса.