Асклепий

Асклепий (Άσκληπιός), в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии – Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Аполлодор, III 10, 3; Пиндар, Пифийские оды, III 8-53). Асклепий пришёл к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка – сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил Асклепия перуном. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Гомер, Илиада, IV 194; XI 518). Среди дочерей Асклепия – Гигиея и Панакея - женские коррелаты бога врачевания. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме бога жертвенные приношения (Аристофан, Плутос, 732-742). На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога исцеления и назывались Асклепиадами. Асклепий, мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Павсаний, IV 31, 10; II 10, 3). В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея не только атрибут Асклепия, но и сам Асклепий – змей) и представление о передаче божественных функций детям богов – героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом; его культ был введен в Риме в начале третьего века до нашей эры, на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепий работы Франческо ди Джорджо является редким исключением). В живописи 16-17 столетий популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.