Андромаха

Андромаха (Ανδρομάχη), в греческой мифологии супруга Гектора. Отцом Андромахи был Эатион, царь мисийского города Фивы Плакийские. Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, который убил Эатиона и семерых братьев Андромахи (Гомер, Илиада, VI 413-428).

Гектор с Андромахой
Прощание Гектора с Андромахой
у стен Трои, Сергей Постников, 1863
Андромаха у тела Гектора
Андромаха и Гектор
Жак Луи Давид, 1783 год

В "Илиаде" Андромаха представлена верной и любящей женой Гектора, предчувствующей грозящую ему опасность (в сцене прощания Гектора с Андромахой, VI 370-502) и горько оплакивающей мужа после его смерти. После взятия Трои ахейцами Андромаха лишается своего единственного сына Астианакта и как пленница сына Ахилла Неоптолема (Пирра) следует за ним в Грецию.

В трагедии Еврипида "Андромаха" изображена её горькая доля и притеснения со стороны жены Неоптолема Гермионы. После гибели Неоптолема в Дельфах Андромаха переселяется в Эпир вместе с Eленом, чьей женой она становится. В Эпире Андромаху застает во время своих странствий Эней (Вергилий, Энеида, III 294, следующие песни).

Андромаха миф
Андромаха в плену,
Фредерик Лейтон, 1888 год

От Неоптолема Андромаха имела трех сыновей, в том числе Молосса (героя-эпонима царства молоссов в Эпире) и Пергама; вместе с Пергамом Андромаха после смерти Елена вернулась в свою родную землю Мисию, где Пергам основал город, названный его именем. В историческое время здесь существовало святилище, посвященное Андромахе (Павсаний, I 11, 2).

Сцена прощания Гектора с Андромахой воплощалась в античном изобразительном искусстве, с 15 века – в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и другие художники; в России в 18 веке – А. П. Лосенко "Прощание Гектора и Андромахи"); в 17-18 столетиях получил распространение сюжет "скорбящая Андромаха" (Ж. Л. Давид, Э. Вехтер и другие). В европейской драматургии 17-18 веков созданы трагедии: "Андромаха" Расина, Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и другие, в 20 веке "Андромаха" Э. Поссарта, "Пирр и Андромаха" Ф. Брукнера. В 18 – начале 19 столетия: свыше 20 опер – "Андромаха" Н. Порпоры, А. Саккини, А. М. Гретри, Дж. Паизиелло, "Астианакт" Дж. Б. Бонончини и других.

Историческая справка.
Пергам (Pergamon, Pergamus) и Пергамское государство. Пергам – древний город в Мизии (Малая Азия) на реках Селинос и Кетейос, притоках Каика. Жители считали себя выходцами из Аркадии. Полководец Александра Великого, Лизимах хранил в Пергаме свою казну (9000 талантов). После смерти Лизимаха и Селевка Никатора казначей первого, Филетер, при помощи доставшейся ему казны Лизимаха овладел Пергамом и основал в 282 году до нашей эры самостоятельное Пергамское государство. Пергамские цари много заботились об украшении своей столицы, особенно Аттал I и Евмен II (147–159), обогативший знаменитую Пергамскую библиотеку, которая еще во времена Клеопатры содержала до 200 тысяч томов. После превращения Пергамского государства в римскую провинцию (130 год до нашей эры) Пергам долго еще оставался цветущим городом; лишь в византийскую эпоху он пришел в упадок.