Алопа (Αλόπη), в греческой
мифологии дочь аркадского царя Керкиона, сына Гефеста. Прекрасную Алопу однажды
соблазнил Посейдон. В тайне от отца родила она сына и приказала служанке отнести
его на гору и там оставить. Шел пастух и нашел ребенка, который в это время
сосал кобылицу, и взял его с собой в овчарню. Богатое одеяние ребенка привлекло
всеобщее внимание. Один из пастухов вызвался вырастить ребенка, настаивая на
том, чтобы ему отдали и его богатые одежды, которые он собирался сохранить как
доказательство благородного происхождения мальчика. Оба пастуха стали спорить и
убили бы друг друга, если бы остальные не схватили их и не привели к царю
Керкиону. Керкион потребовал, чтобы ему показали одежду мальчика, из-за которой
возник спор, а когда ему принесли пеленки, он увидел, что они вырезаны из одежды
его дочери. Служанка перепугалась и призналась во всем. Тогда Керкион приказал
заточить Алопу, а ребенка вновь отнести на гору. И вновь его стала кормить
кобылица, и вновь его нашел уже другой пастух. Зная о царском происхождении
ребенка, он отнес его в свою хижину и назвал Гиппофоем. Имя Гиппофой стал
эпонимом одной из аттических фил и наследовал власть в Элевзисе после убийства
Керкиона Тесеем (Гигин, Fab. 187; Павсаний, I 5, 2; I 39, 3).
Когда Тесей убил Керкиона, он посадил на аркадский трон Гиппофоя. Алопа к тому
времени умерла в заточении и была похоронена на обочине дороги, ведущей из
Элевсина в Мегару, недалеко от того места, где у Керкиона была площадка для
борьбы. Однако Посейдон превратил ее тело в источник, получивший название Алопа.
Историческая справка.
Элевзис (Έλευσις) – один из демов Аттики, в плодородной Ориасийской равнине,
между хребтом Эгалеем и Мегаридой. В древнейшее время Элевзис был независимой
общиной, управляемой родами Евмолпидов и Кериков, в руках которых находилось
заведование существовавшей здесь святыней хтонических божеств. Легендарно эта
независимость выразилась в сказании о войне Эрехфея, мифического царя Афин, с
Евмолпом, после чего Элевзис был присоединен к Аттике. За Элевзисом и в
историческое время сохранилось, как воспоминание о прежней его независимости,
право чеканить свою отдельную монету. Кроме значения священного места, Элевзис
был важен и как стратегический пункт: здесь разветвлялись дороги из Афин в
Пелопоннес и в северную Грецию. Раскопки, производившиеся в Элевзисе сначала
Франсуа Ленорманом в 1860-х годах, а затем Афинским археологическим обществом,
обнаружили, кроме развалин святилища, массу надписей, важных для знакомства с
внешней стороной культа и жизнью самой общины Элевзиса. С Афинами Элевзис
соединялся "священной дорогой", которая вся была обставлена надгробными и
другими памятниками.