Актеон

Актеон (Άκταίων), в греческой мифологии сын сын Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены. Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия.

Актеон подсматривает за Дианой
Актеон подсматривает за Дианой и
ее спутницами, Бартоломеус Шпрангер,
1600-е годы, Национальная галерея, Осло

Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном, Актеон был превращен богиней Артемидой в оленя за то, что увидел ее купающейся нагой в Гаргафийской долине у источника Парфений (варианты: за то, что пытался совершить над ней насилие, похвалялся своим охотничьим превосходством); после этого по велению Артемиды Актеон стал добычей своих собственных собак.

Овидий в своем сочинении даже перечисляет по именам почти всех собак Актеона, из своры в тридцать пять псов, которые впали в бешенство и депрессию из-за гибели хозяина. Позже Хирон изваял статую Актеона, и это утешило собак. Считается, что собаки Актеона, разорвавшие хозяина, были помещены на небесный свод в виде созвездий – Гончие Псы, Большой Пес и Малый Пес.

По одному из вариантов мифа, Актеон был превращен Зевсом в оленя в наказание за то, что он сватался к Семеле. Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте, рельефы), вазописи (Гибель Актеона, кратер, 450 год до нашей эры), помпейских фресках.

В европейском искусстве миф об Актеоне сначала воплотился в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи (Кранах, Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Бассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Гейнсборо, Делакруа и другие художники), в пластике, в основном в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор Филарете).