Мифы заупокойного культа
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как
непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия
– сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение
жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).
Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем
выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному
царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ
(их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не
является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую
по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от
которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв.
Культы Древнего Египта
Над покойным Осирис и Анубис вместе с другими богами вершат загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» ( «Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса
связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил
природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом
виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался
похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его
возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти
функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем
его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно
убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся
его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида
зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на
суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным
наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая
оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над
умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа
воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются
тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В
специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры
Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение
покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках
нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона,
который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал
во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени
подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило;
первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на
празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине
урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко
распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с
головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах
наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем
больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины
Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на
протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и
попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски
изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш
позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших
достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений
мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.