В римской политической теории и практике республика представлялась как смешанная форма правления. Считалось, что в ней соединялись лучшие традиции монархии, аристократии и демократии: известным продолжением монархических традиций стала выступать власть выборных магистратов – консулов, обладавших курульным креслом из слоновой кости, имевших свиту из двенадцати ликторов, предводительствовавших в войске и выступавших в функции жрецов; хранителем аристократических принципов выступал сенат, а воплощением демократических ценностей являлось народное собрание.
Гораций Публий Коклес,
спаситель Римской республики,
в битве с этрусками на мосту через
реку Тибр в 507 году до нашей эры.
В республиканский период различались три вида народных собраний – куриатные комиции, существовавшие с VIII века до нашей эры, центуриатные комиции, установившиеся с VI столетия до нашей эры, и трибутные комиции, которые стали играть особую роль с V века до нашей эры. Куриатные комиции ведали родовыми церемониями и трапезами по случаю рождения, бракосочетания или смерти. Именно в них признавались гражданские права римских юношей, достигших 18 лет. В этих комициях избирались авгуры, участвовавшие в ритуалах инаугурации, то есть торжественного введения в должность.
В центуриатных комициях принимались законы (lex), рассматривались апелляции приговоренных к смерти, которые назывались provocatio ad populum – «обращение к народу»; в них избирались консулы (преторы), их помощники (цензоры), проводившие перепись граждан, и квесторы, ведавшие армейской кассой. В трибутных комициях с 494 года до нашей эры стали избирать трибунов – защитников прав плебеев, и эдилов – их помощников; они могли принимать постановления – плебисциты, обладавшие рекомендательной силой, но с III века до нашей эры приравненные к законам.
Новым явлением государственного устройства Рима периода республики стали магистраты. Исполнение высших выборных должностей считалось почестью (honor) и было безвозмездным. Магистрат обладал личной неприкосновенностью, правовым иммунитетом на время исполнения должности; воспринимался воплощением величия Римской республики, и ущерб или оскорбление магистрата расценивались как ущерб или оскорбление Римского государства. Именно магистраты могли инициировать законопроекты, народные собрания и даже заседания сената. Все должности были срочными, замещались, кроме цензоров, сроком на один год. По окончании полномочий магистраты давали отчеты перед сенатом и проходили проверку. На вышестоящую должность можно было претендовать только после прохождения нижестоящей магистратуры.
Первое место среди магистратов республики занимали два консула (consules). Они обладали высшей военной властью (imperium maius), дававшей право жизни и смерти над римскими гражданами-воинами во время войны. Консулы обладали также высшей гражданской властью (potestas), позволявшей издавать указы (edicta), обязательные к исполнению. Консулы имели еще и сакральную власть (auctoritas), предписывавшую руководить в государственных церемониях, ритуалах и жертвоприношениях. Только консулам, одержавшим выдающиеся победы, можно было присваивать почетное звание «император» и предоставлять триумф.
Вслед за ними стояли два претора. Им предоставлялась военная власть над городской милицией (imperium minus), гражданская власть (potestas) в пределах города Рима и ближайшей округи, дававшая право издавать указы (edicta), и судебная власть; именно преторы принимали иски и определяли судью для разбора дела. С III века до нашей эры один претор стал называться «городским», и он разбирал споры между римскими гражданами; а второй претор стал называться «перегринским», и он расследовал судебные дела между римскими гражданами и иностранцами.
Особое место среди магистратов занимали два цензора. На эту должность могли избираться только те граждане, которые достойно исполнили должность консула. Цензоры избирались один раз в пять лет сроком на полтора года. Главная их функция – проведение переписи римских граждан и определение их ценза для распределения по классам. Они же вели список сенаторов (album) и осуществляли замещение вакансий в сенате кандидатами из числа бывших консулов и преторов. Цензоры обладали полномочиями контролировать нравственность общества (cura morum). Поэтому они имели право понижать гражданскую правоспособность римлян (deminutio capitis) за бесчестные поступки, отсутствие патриотизма, супружескую измену, уклонение от воспитания детей и т.д.; они могли понижать в классе римских граждан, лишать их права занимать должности, права голоса и т.п. По окончании переписи, которая проводилась один раз в пять лет в течение одного года и шести месяцев, цензоры оглашали списки, публиковали их, устраивали торжественное жертвоприношение (lustrum), и после этого списки граждан по классам и сенаторов становились законом.
Особым статусом обладали два трибуна. Право неприкосновенности
распространялось не только на личность трибуна, но и на его жилище, двери
которого были открыты день и ночь для каждого, даже преследуемого плебея. Трибун
имел также право абсолютного veto, то есть отвода или отмены любого законопроекта.
Трибун мог арестовать любое должностное лицо, если его действия угрожали
интересам плебеев; он мог наложить мораторий на государственную казну, запретив
выдачу денег; он обеспечивал адвокатскую защиту обвиняемых плебеев.
Специальными полномочиями наделялись эдилы; они ведали благоустройством города,
празднествами, зрелищами; во времена поздней республики они раздавали плебеям
хлеб и «зрелищные деньги». Квесторы являлись казначеями республики.
Во время войны они сопровождали консулов, ведали кассой армии, делили трофеи.
Далее ► Сенат Римской республики