Христианство возникло в I веке нашей эры среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV столетии стало государственной религией Римской империи. К XIII веку вся Европа была христианизирована. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 году раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI столетии выделился протестантизм.
Христианство унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество – уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама – Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» – Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Святой Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (так называя filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как «рождение», так и «исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианское «тринитарное» учение (от лат. Trinitas – Троица), разработанное в эпоху отцов Церкви (так называемая эпоха «патристики», расцвет которой приходится на IV – VI века) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность»; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного – специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного» самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.
Христианство несправедливо недооценивалось в материалистически ориентированной историографии. Между тем, именно христианство впервые категорически отвергло жертвоприношения. Христианство впервые утвердило эгалитарный взгляд на человека без различия этноса, сословий и пола. Человек воспринимался как образ и подобие Бога. Варвар и раб впервые стали рассматриваться не как существа низшего порядка, но как люди, обладающие святостью и достоинством. Женщина перестала трактоваться как вещь и впервые обрела человеческий статус. Христианство возвысило моральную оценку труда, прежде считавшегося уделом скота и рабов; в христианской доктрине труд рассматривался как единственная форма очищения от греха, в том числе первородного; труд самый тяжелый и грязный, невозблагодаренный сообщал достоинство и святость. Христианство впервые обратилось к внутреннему духовному миру человека, его морали. Достаточно сказать, что только с христианством в европейские языки вошли понятия «совести» и «греха». Предшествующим языческим культурам эти понятия не были известны.
Христианская церковь утвердила веру в единого и всемогущего Бога,
взаимоотношения с которым верующих строятся на индивидуальном договоре,
«Завете»; по этому мистическому соглашению верующие неукоснительно следовали
заповедям Бога, а Бог даровал им Царствие Небесное. Эта идея предопределила
личностный характер связей в средневековом обществе, основанных на идее договора
с двусторонними обязательствами. Христианская церковь, наконец, сообщила
ощущение единства средневековому обществу, не знавшему этнических и национальных границ.
Далее ► Универсальная монархия