Славяне, группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы),
западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).
Для праславянского периода характерны многочисленные празднества, в
частности, карнавального типа, связанные с определенными сезонами и поминанием
мертвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые
похороны) наряду с типологическим объяснением делает возможным возведение
этих славянских празднеств к календарным обрядам ряжения.
Уже ранние средневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том
числе и поминальные) как у западных славян (Козьма Пражский и др.), так и у
южных (в XIII столетии Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю
театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные). В
неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до настоящего времени во всех
славянских традициях: смеховые похороны мифологических существ типа
Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары у восточных славян (где в сезонных
обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), у чехов (обряд
umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело
Smrtna nedela с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими),
у болгар (праздники – русалии, Герман и другие).
Из довольно скудных описаний славян и славянских народов греческими, римскими и арабскими историками можно вывести заключение, что славяне в древние времена представляли собой определенный расовый тип, отличный как от типа южных народов области Средиземного моря, так и от типа германцев. Древние писатели
упоминают о высоком росте, крепком сложении, румяном цвете лица и русых волосах славян.
Есть основание полагать, что в древности славяне, в частности русские, могли быть более светловолосыми, чем в наше время: это – большое преобладание светло-русых и белокурых волос у детей. Еще Петр Алеппский,
путешествовавший по России в XVII столетии вместе со своим отцом, антиохийским патриархом Макарием, описывая одно из селений будущей Киевской Руси,
обратил внимание на массу детей с белокурыми волосами.
Согласно представлений древнейших историков, славянский народ расселился в Восточной и Южной Европе множеством племен, каждое из которых стало жить своей самостоятельной жизнью; неудивительно поэтому, что с древнейших времен отмечены племенные особенности у славян и в языке, и в религии, и в праве. Тем не менее славяне производили на соседей впечатление народа
единого, с одними и теми же внешними (цвет волос и кожи) и внутренними (выносливость и свободолюбие) признаками, что выражалось,
между прочим, и в общем названии (венеды, славяне).
Сами славяне также смотрели на себя как на нечто единое, отличное от других народов, как на особый "язык словенеск", что сохранилось
в преданиях об общем местожительстве и последовавшем затем расселении, об общем происхождении (три брата – Лех, Чех и Рус), о некогда бывшем политическом единстве. Это заставляет предполагать существование одного общего миросозерцания, что подтверждается религиозными верованиями славян, более или менее
отличными от религиозных представлений других арийских народов, поразительным сходством общественного быта – не только древнейшего,
но и более позднего (например, в XIII столетиии).
Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы. Соответственно поэтому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия, за исключением, может быть, балтийских славян.
У других славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов.
Русские славяне в VIII–IX веках (по иной версии, во времена пришествия варягов) стали ваять и изображать своих богов в статуях и идолах. Достоверно известно, например, что на холме в Киеве идолы были поставлены князем Владимиром богам Перуну, Хорсу, Дажбогу, а в Новгороде над Волховом воеводой
Добрыней – богу-громовержцу Перуну. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он,
по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы.
Но при том же Владимире было введено в России христианство, которое и положило конец развитию славянского культа,
хотя еще и долго было не в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру с языческой,
частично соединило своих древних родовых богов с христианскими святыми, частично низвело некоторых
языческих богов в положение "бесов", частично сохранило верность своим культовым обрядам.
Отправление славянского религиозного культа совершалось в храмах. В христианское время храмы стал
называть капищами, а лики – идолами, чтобы противопоставить христианским храмам
и ликам, но на всех древних надписях языческие храмы именуются именно храмами.
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники,
анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках
(мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и
чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология
восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских
писателей (начиная с византийского историка Прокопия Кесарийского) и географических описаниях
средневековых арабских и европейских авторов. Наиболее обширный материал дают
позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также лингвистические
данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные
относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь
отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с
праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы
балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом), отдельные изображения (Збручский идол и др.).

Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px
К известным культовым сооружениям славян относят – Аркона, город и религиозный центр балтийских славян X-XII веков на острове Рюген
в Германии. Разрушен датчанами в 1169 году. Остатки святилища Святовита,
общественных и жилых построек. Перынь, урочище южнее Новгорода; расположено на холме, на левом берегу
реки Волхов, около его истоков из озера Ильмень. Название происходит от имени
древнеславянского бога Перуна. Раскопками 1950-х годов здесь открыто
языческое святилище IX-X веков. В плане оно имело форму цветка с восемью лепестками.
Центром святилища была круглая площадка диаметром более двадцати метров, окольцованная рвом
с восемью дугообразными выступами, в которых в древности горели ритуальные костры. В
середине площадки находились деревянная статуя Перуна (по летописи, срублена в
988 году) и жертвенник из камней. После установления христианства на месте святилища
возник монастырь. Сохранился каменный храм Рождества Богородицы конца XII – начала XIII века.
Збручский идол, скульптурное изображение славянского божества (X век) в виде
столба с четырехликой головой.
Наряду с германоязычными народами происходило образование ранней
государственности и у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной
Европе, существовавшее в VII веке. Затем – Великоморавское государство,
существовавшее на той же территории в VIII–IX веках. В дальнейшем поляне сыграли
важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы
утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно
на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги
тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и
приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии
– росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них,
оказались причастными к образованию русских княжеств.
Заря славянской культурной истории связана с таким поразительно крупным и знаменательным явлением, каковым была деятельность великих апостолов-просветителей славянства, святых Кирилла и Мефодия. Они первые изучили славянские
языки и обогатили славян такими сокровищами, которые одни были в состоянии духовно и литературно сблизить и связать их и оказались самым прочным средством и проводником славянского культурного единения. Впоследствии у всех славянских народов первые шаги в области ознакомления с соплеменниками
связываются с интересом к плодам трудов святых Кирилла и Мефодия, к церковно-славянскому языку, к старославянской письменности, а также с изучением своей первоначальной истории. Лучшим примером
такого раннего славянского самопознания является русский хронист-историк Нестор или автор начальной летописи, преподавший своим соотечественникам первые уроки славянской этнографии и бытовой старины.
Знаменитый хорватский панславист XVII столетия Юрий Крижанич (1617 – конец XVII века), изучив славянские
языки и славянство из непосредственных наблюдений, проникшись до глубины души идеей славянской взаимности, изменил своей первоначальной католическо-миссионерской карьере, подчинил интересы вероисповедные национально-культурным интересам всего славянства как целого и стал ревностным пропагандистом идеи
славянского единения под главенством России, служению которой посвятил все свои труды (невзирая на постигшую его тяжелую долю – 15-летнюю ссылку в Сибирь).
Далее ► Византия