Образование, направленное к постижению Бога

Историки материалистической направленности, как правило, низко оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию. Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха, власти, богатства. Ему противопоставлялся идеал «мудро неученого», «зная незнающего», «ведающего истину простеца», который получал полное знание о мире и человеке от Бога, в акте искренней, глубокой веры и который в открытом диспуте всегда посрамлял ученого. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога. Для этих целей уже в раннее средневековье были созданы катехитические школы для тех, кто готовился к крещению. В них практиковался изустный, катехитический метод обучения – вопросно-ответный.

Уже в V–VI веках сложилась система универсального христианского образования, основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее творцами были Марциан Капелла, Боэций (около 524 года) и Кассиодор (485–578 годы). Эта система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование начиналось с грамматики. Средневековое образование делало акцент на чтении текста Священного писания, в то время как античное образование ставило во главу всего – красноречие. Неслучайно образование в средние века называлось «literas», то есть знание букв, письма, а образованные именовались «literati».

Все учебные дисциплины приобрели христианское осмысление. Грамматика предназначалась для обучения чтению Библии; риторика – для усвоения правил составления молитвы; логика имела целью научить понимать догматы веры; арифметика и геометрия служили освоению пространства, формировали умения организации сакрального пространства; музыка подразумевала обучение правилам церковного песнопения, а астрономия включала в себя приемы вычисления Пасхи. В грамматике обучение начиналось с усвоения букв алфавита; каждая буква обретала символическое толкование: а – Бог, b – дьявол, с – Троица, d – истина, e – страсти Христа, f – демон, g – творение. В арифметике прежде всего изучались цифры: 1 – Бог, 2 – дьявол, 3 – Троица, 4 – истина, т.к. она заключена в четырех Евангелиях, 5 – страсти Христа, т.к. он имел 5 ран, 6 – демон, 7 – творение, т.к. мир был сотворен Богом за 7 дней. В геометрии все элементы и фигуры приобрели христианский смысл: точка – Бог, луч – Св. Дух, треугольник – Троица, квадрат – истина, прямоугольник с отношением 2:1 – Ноев ковчег, церковь и т.п.

По капитулярию Карла Великого «о науках» 787 года подобные школы надлежало открыть при монастырях и епископских кафедрах. Во главе школ становились схоластики. Самыми знаменитыми стали школы в монастырях Монте-Кассино, Боббио, Сен-Гален, Сен-Бернар, Луксейском, Клюнийском и др. Тогда сложилось понятие «клирик» (от лат.clerus), то есть священник, обладающий просвещенностью. Одновременно со школами создавались скриптории, в которых монахи занимались переписыванием книг.

Далее ► Университеты средневекового мира