Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты. Изготовление оружия у германцев было штучным, индивидуальным и представляло собой священнодействие. Кузнец выступал магом, подчинявшим особыми заклинаниями духов огня и металла. Кузнец сопровождал ковку сакральными песнопениями, ритмика которых, между прочим, позволяла хронометрировать процессы накаливания, ковки и охлаждения железа. Лезвия мечей делались многослойными. После охлаждения меч закапывался в землю на 9 месяцев, считалось, что он должен был донашиваться в утробе матери-земли до своего появления на свет. Обретение меча сопровождалось видениями, чудесными явлениями; меч наделялся именем; по представлениям германцев, меч обладал духовной силой, он мог предупреждать хозяина об опасности, мог повелевать хозяину вынуть его из ножен. При этом мистическом отношении к технологии изготовления оружия германцы смогли добиться феноменальных практических результатов: в ходе девятимесячной коррозии происходила последняя стадия очистки металла – все лишние, ненужные фракции выступали в виде ржавчины на поверхности; затем эта ржавчина снималась напильниками, и лезвие меча приобретало свой законченный вид. В свете солнечных лучей это лезвие излучало радужное сияние; таким мечом германец мог рассечь паутину в воздухе, волосинку в потоке воды, таким мечом германский воин мог разрубить штампованный меч римлянина. В германских песнях упоминались герои, которые одним ударом меча разрубали надвое римского воина в шлеме и панцире вместе с конем. Это, конечно, поэтическая гипербола, но археологам известны погребения римлян с рассеченными шлемами и доспехами.
Оружие защиты также изготавливалось у варваров совершенно иначе. Если римляне делали сплошные панцири, то германцы предпочитали легкие рубашки из узких пластин и колец. Германцы считали, что защищаться нужно не от видимого противника, но от невидимых духов смерти; а от них надежной защитой является не столько толстая сплошная броня, но непрерывный металлический звон, издаваемый пластинчато-кольчатой рубашкой и удерживающий духов смерти на расстоянии. Оказалось, что это иррациональное отношение к войне привело германцев к созданию более надежного защитного вооружения, чем у римлян. Дело в том, что римский панцирь был слишком жесткой конструкцией, не способной амортизировать удары большой силы; римский воин погибал порой просто от чрезмерно сильного сотрясения, от жесткой детонации, когда обрывались внутренние органы, без видимых ран и увечий. А германская кольчуга могла амортизировать удары и служила более сильной защитой. Превосходство германского оружия стало одним из факторов исторической победы германцев над Римом.
Помимо металлообработки германцы достигли немалых успехов в стеклоделии. Они умели волочить стеклянную проволоку, которую использовали для украшений; они первыми научились получать листовое стекло, которое позднее стали использовать для остекления окон. В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши. В изготовлении одежды германцы использовали кройку и шитье; они различали верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю и летнюю одежду; именно с германцами в Европе распространились брюки, рубашки, сапоги; от германцев европейцы унаследовали ношение париков, признак свободного состояния.
Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцев в судостроении и в навигации. Предки германцев уже в эпоху неолита делали струги и ладьи, управлявшиеся веслами. В I тысячелетии нашей эры германцы делали гребные и парусные корабли 20–30 метров длиной. Строительство корабля начиналось с киля, для которого выбиралось дерево длиной до 50 метров Концы этого дерева вымачивались в особых растворах и загибались, чтобы получалась форма дуги, полусферы. Затем к килю прикреплялись ребра – шпангоуты, а на них набивались рейки борта, причем рейки накладывались одна на другую внахлест, но не в стык, как было принято у римлян. Это создавало повышенную пластичность бортов и всей конструкции корабля и усиливало его амортизационные качества – корабль германцев мог плавать в открытом море и океане, мог выдерживать любой шторм. Германцы использовали не треугольный парус, характерный для римлян, но квадратный, который устанавливался поперек корабля и позволял плавать даже против ветра. Для германцев корабль имел большее значение, чем просто средство передвижения; корабль был для них жилищем и храмом, палуба корабля была ложем; корабль позволял совершить последнее мистическое плавание из посюстороннего мира в потусторонний; германцев поэтому отличала редкая преданность кораблю, палубой которого клялись, и эта клятва считалась нерушимой; с кораблем не расставались и могли совершать на нем многодневные плавания в открытом морском пространстве. Неудивительно, что германцы совершали плавания уже в VIII–IX веках в Северный Ледовитый океан, доходили до Полярного Урала, до земли Биармии, отождествляющейся с Пермской землей. В IX веке германцы совершали плавания в Атлантический океан и достигали Гренландии, которая в то время действительно была зеленым островом. В X веке Лейв Эриксон доплыл до Америки, став первооткрывателем этого континента.
Германцы были также искусными градостроителями. Их города отличались идеальной
круглой формой, подражавшей небесному городу героев – Вальгалле; улицы были
прямыми, пересекались под прямым углом; дома ставились в каре; город имел четыре
входа, ориентированных на четыре стороны света; город окружался стенами из
дерева, валом и рвом. Самым известным из таких городов был Треллеборг, на
территории нынешней Дании. Точно такой же город был обнаружен в XX веке на
побережье Атлантического океана, в Канаде; он был основан в X веке
северогерманскими колонистами, прибывшими вместе с Лейвом Эриксоном.
Далее ► Религия, мифология, эпос варваров