В художественной культуре Византии наблюдается сохранение античных традиций. Вместе с тем Византия на протяжении тысячи лет своего существования испытывала влияние Востока. Возникла практика центонов и арабесок, когда стихотворное произведение составлялось как мозаика, из поэтических фрагментов разных эпох и разных народов, или когда в архитектуру христианского храма включались архитектурные детали языческого времени.
Сохранялся жанр гимнов. Юлиан Отступник посвящал гимны Солнцу, Кибеле, а Ливаний – Артемиде. Христианские писатели также охотно использовали этот жанр. В нем превосходил всех Роман Сладкопевец; он же создал кондак. Существовал жанр диатрибы, то есть рассуждения. Тот же Юлиан оставил диатрибу «Антиохиец, или Ненавистник бороды», а Ливаний – «О моей судьбе». Отцы церкви посвящали диатрибы духовным проблемам.
Продолжал существовать эпос. Самым ярким представителем эпической традиции был Нонн Панополитанский (V век). Он – автор эпоса «О Дионисе» в 48 песнях, который по объему равновелик «Илиаде» и «Одиссее», а также «Переложения Святого Евангелия от Иоанна» в гекзаметре. Последнее сочинение отразило модную в то время тенденцию пересказывания библейской темы в античной манере.
Вместе с тем некоторые виды искусства меняют смысл и даже деградируют. Так произошло со зрелищами, театром, музыкой, архитектурой. Цирк, с характерными выступлениями дрессированных животных, травлей зверей, гладиаторскими боями, исчез. Остались ристания, жонглирование. Театр, с присущими ему трагедиями, в которых проливалась реальная кровь, и непристойными комедиями, превратился либо в уличные представления мимов, либо в камерное декламирование. Музыка преобразовалась в молитвенное слово, стала средством сплочения общины верующих перед Богом, регулятором человеческих отношений. Инструментальная музыка и индивидуальный вокал осуждались; считалось, что они ведут к порче нравов, упадку духа, безумию. Превозносились антифонное пение, полифония, очищавшие душу. Архитектура также претерпела изменения. Базилика, октогоны, ротонды приобрели новый вид; они были дополнены атриумами, нартексами, апсидами и стали внешней конфигурацией при взгляде сверху напоминать крест. Появилась крестово-купольная конструкция. Исчезла скульптура больших форм, поскольку в ней усматривалась «натуралистичность», «идольская» природа. Скульптура стала развиваться в малых формах в прикладном искусстве и ювелирном ремесле.
Зато дальнейшее развитие получил литургический богослужебный обряд.
Византийский обряд, сложился в эпоху раннего средневековья в
Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней
богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу I тысячелетия стал
доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века
в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом.
Помимо этого используется в тех Восточных Католических Церквах, которые возникли в результате перехода
под юрисдикцию Рима отдельных православных общин.
В ходе исторического развития византийского обряда многие его элементы
претерпели существенную эволюцию и сильно варьируются в зависимости от
национальной культуры и конкретного региона. Поскольку в эпоху зрелого и
позднего средневековья на соборное и приходское богослужение оказывало серьезное
влияние монастырское, эти различия во многом обусловлены особенностями
доминирующего монашеского устава: так, если на Ближнем Востоке и
Балканах таким уставом оказывается Студийский, то на Руси господствует
Иерусалимский устав. Ярким примером «разветвления» византийского обряда могут служить богослужебные отличия Русской
Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата и старообрядчества.
Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность
изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или
Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического,
бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею
царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту.
Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало
XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году. В образе Богоматери
выражена идея жертвенности и материнской любви.
Далее ► Судьбы Византийской империи