Художественная культура и религиозные воззрения

Если наука по своему существу космополитична, то литература римлян отличалась патриотическим пафосом. Зарождение собственно римской литературы относится к III веку до нашей эры. У истоков этого процесса стоял Андроник Ливий, переведший «Одиссею» на латинский язык и впервые применивший римский гекзаметр. В 240 году до нашей эры состоялось первое драматическое представление в Риме на латинском языке, давшее начало римскому театру. Отцом римской комедии стал Плавт, поставивший на сцене «Хвастливого воина» и резко выступавший против распространения греческих нравов. Крайне враждебно относился ко всему греческому Катон Старший. Плебс во всей массе был нетерпим к грецизмам. Гай Луцилий стал родоначальником римской сатиры. Его последователем был Катулл, прославившийся сатирическими посланиями своей возлюбленной – Лесбии. Неотъемлемой чертой культурной жизни Рима был уличный театр в виде так называемых аттеланов и мимов, то есть коротких сценических действий, в которых участвовали артисты в стабильных узнаваемых костюмах и масках плутов, обжор, нахалов. Излюбленным досугом римлян были цирковые зрелища – гладиаторские бои, ристания, травля диких животных.

В период империи появилась пропаганда; на зданиях вывешивались воззвания – «Pax», «Pietas», «Libertas». Проводилась политика реставрации древних храмов, старинных ритуалов, празднеств, обрядов. Были введены секулярные игры, восстановлены древние коллегии жрецов, братства. Многие поэты и писатели посвящали себя исследованию древностей. Так, Овидий, получивший известность скандальной книгой «Ars amandi», проводил исследование римской религии, изучал фасты, восстановил значение забытых к его времени праздников, объяснил этимологию их названий. Вергилий верил в возможность возвращения «Золотого века», в «Буколиках» и «Георгиках» он превозносил жизнь пастухов и земледельцев. Гораций сочинял гимны для секулярных игр, предвещал появление божественного спасителя, с которым установится «Золотой век». В литературе периода империи распространялись скептические и мистические настроения. Марциал ввел жанр эпиграммы, оставив двенадцать книг эпиграмм и знаменитую «Книгу зрелищ». Ювенал в своей яркой сатире обличал нравы современного ему римского общества. Апулей, автор «Метаморфоз», был связан с магией и мистическими культами Востока.

Религиозные воззрения римлян отличались значительным своеобразием. Римляне не знали антропоморфных богов, они обожествляли внутренние силы – духи, гении места, действий и состояний. Они различали добрые духи – маны и злые – лемуры; они признавали духи мужского и женского полов: Сильван и Сильва, лесные духи; Янус и Яна, духи войны; Фавн и Фавна, духи кустарников. Патриции почитали трех богов – Юпитера, Юнону и Минерву; плебеи противопоставляли этому культу свою троицу – Цереру, покровительницу злаков, Либера и Либеру, покровительствовавших виноградникам. Духи сопровождали человека на всем протяжении его жизни – Partula присутствовала при первых родовых болях, Lusina заведовала самим рождением, Diespiter давала младенцу свет, Vitumnus – дыхание, Sentinus – чувства, Vaticanus – первый крик, Levana поднимала ребенка с земли и подавала его отцу, Cunina охраняла колыбель, Rumina давала сосать грудь, Nundina, дух девятого дня, когда давалось имя, Geneta и Fata, феи судьбы.

В дальнейшем ребенка окружали новые божества: Educa учила есть, Putina – пить, Cuba сопровождала в кровать, Ossipaga укрепляла кости, Carna – мускулы, Statinus держала на ногах, Abeona и Adeona сопровождали при выходе на улицу и возвращении. Душа также формируется с помощью множества божественных сил: Fabulinus сообщает дар речи, Mens дает разум, Volumnis – волю, Stimula возбуждает и влечет, Strema пробуждает мужество, Volupta порождает наслаждение, Claucina – грубые страсти, Paventia – страх. Юношеский возраст контролируют Yuventas и Fortuna barbata, дающая половое созревание. Бракосочетание осуществляют Pronuba, Afferenda, сопровождающая приданое, Domiducus, приводящий невесту в дом жениха, Domitius, вводящий в дом, Manturno, удерживающая в доме. Семейные узы облегчали Tutanus, помогающий в нужде, Viriplaca, примиряющая в размолвках, Orbona, дающая потомство. Богатство находилось под покровительством духов денег, серебра и бронзы – Pecunia, Argantinus, Aesculanus. Окончание жизненного пути сопровождали Caeculus, закрывавший глаза, Viduus, отделявший душу от тела, Mors, дух смерти.

Взаимоотношения с богами, божествами и духами строились подобно мистическому договору; к ним обращались с мольбами и просьбами, благодарили и одаривали за помощь, наказывали за бездействие. После завоевания Греции в Риме распространились греческие божества – Юпитер (Зевс), Нептун (Посейдон), Венера (Афродита), Диана (Артемида) и т.д. В период империи появилась мода на восточные культы – Митры, Исиды, Осириса, Яхве и др.

В начале нашей эры стал формироваться культ Иисуса Христа. В I–II веках нашей эры возникли Евангелия, жизнеописание Христа. В IV веке был принят канон Четвероевангелия, прочие же евангельские тексты объявлены апокрифами, то есть ложными. Первые три столетия христианство подвергалось гонениям. Лишь в 313 году Миланским Эдиктом христианство было объявлено терпимой религией. Крещение императора Константина придало ему статус официальной религии, не упразднявшей однако язычества. В 325 году Первый Вселенский Собор в Никее принял первые догматы христианства и осудил первые ереси.

Далее ► Судьбы Римской цивилизации