Египетское государство

До образования в Египте целостного государства (Верхний и Нижний Египет) он представлял собой отдельные части, которые в ходе долгой войны были объединены в результате победы (3000 год до нашей эры) тогда еще отдельного Верхнеегипетского царства. Начало летописной традиции в Египте связывают с основателем I династии царем Мином, который по преданию основал столицу Мемфис на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы защитить новый город от наводнения.

Строительство египетских пирамид
Строительство египетских пирамид

При царях I династии египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержания ее в порядке, как следствие – все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания винограда. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы изготовления первой бумаги – папируса, и как следствие – распространение письменности.

С I по VII династии Египет обладал огромной властью, государство приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания. Период правления III–VIII династий по праву называется Древним царством, его эпоха продолжалась на протяжении почти трех тысяч лет. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому – самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями IV династии – Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином).

Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале III династии для фараона Джосера. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды – Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств. Первым лицом после фараона был верховный сановник, он же главный судья, исполняющий множество разных функций. Во время правления III династии Египет окончательно вступил в медный век. Он характерен стремительным ростом каменного строительства, апогеем которого, как было сказано, явилось возведение царских усыпальниц – огромных пирамид с поминальными храмами и городами вельможеских гробниц, особенно при V – VII династиях.

В конце правления V династии власть фараонов начинает ослабевать. Истощенный строительством и социальными противоречиями, Египет к началу правления VII династии окончательно распался на полузависимые номы, а к середине XXIII века до нашей эры наступил период упадка и внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода, на египетский престол претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была объединена, хотя еще и не очень прочно. На правление XI династии приходится расцвет Среднего царства (XXII – XVIII веков до нашей эры), многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы, восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и средних хозяйств.

В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой знати, но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения, важную опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав собственности на оружие и средства производства; они использовались в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-баку, известные еще в эпоху Древнего царства, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы.

В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

Далее ► Вторжение гиксосов и эпоха нового царства